Зачем говорить об этом?Неужели в нашей стране, как и в других странах есть НОРМАЛЬНАЯ профессия психолога.
Психологи бывают разные.
ПСИХОЛОГ – 1. Ученый или специалист по психологии. 2. Знаток человеческой психологии, психики.
ПСИХОЛОГ: ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения – как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.
В первую очередь это – универсальные этические принципы и нормы, значимые для всех категорий ученых:
1) научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных;
2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований;
3) отказ от поспешных выводов на основе непроверенных данных;
4) отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами, и пр. Сверх того:
5) ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство испытуемых или их интересы;
6) ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности – неразглашения сообщенных сведений;
7) ему следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования.
Когда во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых сведений требуется скрыть от испытуемого научные цели, о них следует сообщить по завершении эксперимента.
Если исследование предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому нужно предоставить безоговорочную возможность отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения.
Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права снять с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.
ПСИХОЛОГ КЛИНИЧЕСКИЙ – работают преимущественно в больницах и центрах психического здоровья или в консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, кои жалуются на состояние тревоги, выражающееся в расстройствах функциональных эмоционального или сексуального характера, или же на трудности в общении или преодолении повседневных неурядиц. Психолог должен уяснить проблему путем бесед с клиентом или психологическим обследованием, а затем выбрать и применить самую подходящую терапию.
ПСИХОЛОГ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ – его функции – улучшение условий обучения, чтобы они как можно лучше соответствовали потребностям и способностям учащихся.
Психолог педагогический занимается разработкой эффективных методов обучения, в частности, используя открытия психологии когнитивной и теоретиков, исследующих процессы обучения. В последние времена некие психологи педагогические стали специализоваться в области «управления классом», помогая преподавателям выработать такие психологические и социальные навыки, кои позволяют создать в школе приятную и продуктивную обстановку.
ПСИХОЛОГ ПРАКТИЧЕСКИЙ – к его сфере деятельности относятся психодиагностика, выработка рекомендаций по изменению ситуации и непосредственная работа с людьми, основанная на использовании специальных психологических техник. Выбор техник преимущественно зависит от того, на какую психологическую систему ориентирован психолог.
ПСИХОЛОГ ПРОМЫШЛЕННЫЙ – его функции – помочь служащим выбрать специальность или работу, особенно соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего основаны на результатах собеседований или тестов.
Психологу промышленному иногда поручают организацию программ обучения, направленных на повышение производительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у служащих и рабочих. Он может выступать и как консультант рабочих и предпринимателей и играть важную роль в разрешении конфликтов между ними. В будущем, по-видимому, он все чаще будет привлекаться к пробуждению добросердечия у людей при распределении работы и разделении времени, связанных с реорганизацией деятельности предприятий. А накопление знаний о мотивациях потребителей приводит к тому, что руководители предприятий по производству и торговле потребительскими товарами обращаются за помощью к психологам, стремясь создать оптимальные условия для продвижения товаров на рынок, для рекламы и наилучшего использования торговых площадей.
ПСИХОЛОГ ШКОЛЬНЫЙ – его функции – помочь учащимся выбрать специальность или работу, особенно соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего основаны на результатах собеседований или тестов.
Психологу школьному иногда приходится оказывать психологическую поддержку учащимся, если у них возникают трудности, связанные с процессом адаптации: психолог либо помогает учащемуся разрешить проблемы, либо рекомендует соответственную терапию психологическую.
ПСИХОЛОГ-ЭРГОНОМИСТ – Его функции – улучшение условий труда, чтобы они как можно лучше соответствовали потребностям и способностям рабочих.
Психологи-эргономисты, основываясь на знаниях о поведении людей, дают рекомендации конструкторам оборудования. В этом смысле они должны одинаково хорошо судить о наилучшем расположении органов управления оборудованием или уметь оценить уровень шума и освещенность, приемлемые для людей в данных условиях.