Ювенальная юстиция – термин международный. На русском языке он звучит как «правосудие для несовершеннолетних».
Понятие «ювенальная юстиция» возродилось в деловом юридическом и педагогическом лексиконе сравнительно недавно. В конце XX века в России, на территории некоторых регионов, поэтапно начала воссоздаваться система органов ювенальной юстиции, центральным звеном которой является Суд по Делам Несовершеннолетних. Поскольку такая система органов была создана еще в царской России (1910 год), а прекратила свое существование в 1918 году, то многие поколения российских юристов и педагогов недостаточно знакомы с деятельностью современной системы органов ювенальной юстиции, которая успешно развивалась в зарубежных странах. Видимо, поэтому попытка воссоздать в нашей стране ювенальную юстицию столкнулась со многими трудностями, и, прежде всего с отсутствием законодательства, регулирующего особую процедуру ювенального процесса, специальной учебной литературы на русском языке. Соответствующие пробелы существуют и в подготовке студентов юридических и педагогических высших учебных заведений. Начиная с 1997 года, по настоящее время, в России наблюдается всеобщее увлечение специалистов идеями ювенальной юстиции. Характерно, что приверженцами ювенальной юстиции в России становятся в первую очередь не юристы, а представители иных профессий: врачи, психологи, педагоги, таким образом, представляется возможным представить то обстоятельство, что на современном этапе развития общества, в возрождении системы органов правосудия для несовершеннолетних заинтересованы специалисты, которые непосредственно работают с трудными подростками. Помощь специалистов не юристов является для ученых-юристов весьма полезной и эффективной на этапе непосредственного оказания медико-социальной и педагогической помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Но при этом не следует забывать о центральном звене цепочки ювенального процесса – Ювенальном Суде, вокруг которого группируются все другие органы, специализирующиеся на оказании помощи несовершеннолетним.
Исходя из характеристики положения детей в России в конце двадцатого и на пороге двадцать первого века и данных статистики преступности несовершеннолетних, ученые – юристы и педагоги, совместно пришли к следующему выводу: Необходим пересмотр положений Российской современной юстиции и педагогики в отношении несовершеннолетних правонарушителей и социальных сирот.
Учитывая исторический дореволюционный опыт нашей страны и опыт зарубежных стран (Швеция, Германия, США и др.) становится жизненно – важным вернуться к концепции восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления легкой и средней тяжести, применять меры воспитательного характера, аналогично решается в сегодняшнем цивилизованном обществе проблема раннего социального сиротства.
Пересмотр коренных положений превентивной политики в отношении несовершеннолетних должен привести к уменьшению преступности подрастающего поколения. Свидетельства тому, наметившееся уменьшение статистики преступности несовершеннолетних на территории Юго – Западного округа г. Москвы, Ростовской области, города Таганрога, где применялась методика восстановительного правосудия в отношении малолетних правонарушителей и детей оставшихся без попечения родителей.
Таким образом: изучение курса ювенального права (ювенальной юстиции) студентами – юристами и педагогами способствует правильному пониманию ими основных положений защиты прав детства. Не одна из юридических или педагогических дисциплин не ставит целью - наиболее полное освещение проблемы защиты прав детства, не способствует наиболее лучшему усвоению проблемы восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, не изучает вновь предложенные принципы работы с несовершеннолетними, которые, уже применяются на практике в Западных странах и на территории города Москвы, Тулы, Таганрога и других МО. Восполнить существующий пробел в учебной программе юридического и педагогического факультета, призвано изучение новой дисциплины - ювенального права (ювенальной юстиции).
В рамках предмета «Ювенальная юстиция» студенты знакомятся с историей создания ювенальной юстиции, насчитывающей более ста лет; узнают, как происходило становление ювенальной юстиции в России в начале двадцатого века; изучают систему и опыт работы ювенальной юстиции зарубежных стран, а также перспективы создания и организации ювенальной юстиции в Российской Федерации. Студенты также получают знания, умения и навыки по вопросам правового регулирования профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты трудовых, жилищных и иных прав несовершеннолетних граждан страны.
Особое внимание уделено изучению действующего законодательства и правоприменительной практики в области защиты прав несовершеннолетних. Учебный процесс студентов должен сопровождаться их практикой в "Центре оказания социальной помощи детям», Общественной приемной для молодежи, КДН и ЗП где они должны обучаться под руководством профессиональных юристов и, преподавателя, приобретать навыки оказания правовой помощи детям и родителям, находящимся в "социально опасном положении". Семинарские занятия должны предусматривать посещения Центра временной изоляции для несовершеннолетних органов внутренних дел и ОППН.
Отрадно заметить, что обучение будущих юристов основам ювенальной юстиции нашло поддержку именно у специалистов, работающих с детьми, и эта поддержка является стимулом к более глубокому изучению проблем детей и поиску новых форм и методов их разрешения.
Ювенальная юстиция - предмет, который преподается в ВУЗах
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12006-07-25 20:56:14
Страница: 1