Т. Ю. Осипова. Пcихологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза
Актуальность выбранной темы обусловлена углубляющимися процессами гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования в России, основным содержанием которых является формирование творчески многогранной и гуманистически ориентированной личности будущего инженера.
В отличие от общей креативности, такой её аспект как коммуникативная креативность по настоящее время остается недостаточно изученным явлением. Наибольший вклад в раскрытие проблемы внесён педагогической наукой, в психологии же преобладает декларативно-описательный подход. Поэтому до сих пор не четко определено содержание явления, слабо изучены связь его с другими свойствами личности, уровни и особенности генеза, практически отсутствуют методы диагностики.
Проблема развития коммуникативной креативности относительно студенческого возраста не ставилась, хотя подготовленность выпускника технического вуза к успешному межличностному и ролевому общению является элементом его психологической культуры и профессионально важным умением специалиста нового типа. Выбор темы также определили результаты опросов, регулярно проводимых нами в Кузбасском государственном техническом университете. Студенты неоднократно отмечали у себя наличие трудностей и проблем в межличностном общении в академической группе, с родителями и противоположным полом и т.п. (не менее 65 %), недостаточность знаний по психологии общения, получаемых в курсах психолого-педагогического цикла, предусмотренных образовательным стандартом, а также желание совершенствовать свои социальные навыки и умения (не менее 74%).
В качестве психологических условий предлагается рассматривать коммуникативную компетентность и коммуникативную флексибильность как широкую базу развития креативности в общении.
В ходе исследования создан опросник «Креативность коммуникативная», позволяющий определять уровни развития данного свойства и спецкурс «Психология общения», способствующий его развитию. Также было установлено, что высококреативные студенты чаще выбирают ценности «жизненная мудрость», «активная деятельная жизнь» и «честность», а отвергают «высокие запросы» в жизни. На уровне тенденции эта категория предпочитает ориентироваться более на ценности-цели, нежели на ценности-средства. Низкокреативные чаще отдают предпочтение таким ценностям, как «друзья», «образованность» и «эрудированность» и не ценят «воспитанность».
В дальнейшем предполагается исследовать также иные условия развития и особенности мотивационной сферы высококреативных в общении людей.