Одаренность как проблема в младшем школьном возрасте
Качества, данные этим детям: прекрасная память, гибкое и оригинальное мышление, любознательность, восприимчивость и открытость к проблемам, неуемная жажда знаний, высокая способность к концентрации, желание понять все до конца, являются предметом их самоуважения, однако это не отражается негативным образом на их отношении к людям, ими не обладающими. Благодаря себе и своей семье им удалось построить с людьми- сверстниками, значимыми взрослыми- удовлетворяющие их отношения. Эти дети смогли приспо- собиться к образовательной среде: извлекая из неё максимум пользы и активно продвигаясь вперед.Это, можно сказать, близкий к идеальному портрет одаренного ребенка. Однако, чаще всего, школьный психолог сталкивается с иной ситуацией, когда ребенок стал уже общей проблемой- школы, семьи. Что же лежит в основании этой ситуации до того момента, когда она заявит о себе в полный голос. Могут быть достаточно точно дифференцированы две плоскости: это одаренность как проблема ребенка и одаренность как проблема окружающих его взрослых[1,2,]
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Одаренность как проблема ребенка является целостным состоянием его личности, она затрагивает все аспекты бытия. Выясняя причины возникновения данной проблемы необходимо обратиться к анализу личностных особенностей одаренных детей.Экспериментальные исследования отечественных и западных психологов позволили выявить ряд существенных особенностей интеллектуального и эмоционального развития одаренных детей, которые подтвердили предположение о неравномерности развития интеллектуальной и эмоциональной сферы одаренных детей (феномен «интеллектуально-аффективной диссинхронии»). В многообразии одаренных детей целесообразно выделить две условно полярные группы. Одна– это дети с гармоничным, синхронным развитием познавательных, эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психического развития. Другая–этодети, психическое развитие которых отличается дисбалансом, диссинхронностью в уровне сформированности указанных сторон. О детях 6—9 лет мы часто слышим, что они бывают мечтательными, плаксивыми, впечатлительными, раздражительными, обидчивыми, боязливыми, застенчивыми, неуверенными, нуждаются в большой поддержке, часто бывают надоедливыми, терпеть не могут проигрывать, всегда должны быть лучшими и обязательно в центре внимания.. Все эти свойства можно рассматриваем как типичные показатели расхождения в развитии различных аспектов личности ребенка [1,3,4].
При работе с такими детьми первейшее значение приобретают проблемы развития у них способности к произвольной регуляции своих эмоциональных состояний, общения и поведения в целом.
Когда проблемы проявляются в обучении, то это может выражаться низкой учебной мотивацией, в демонстративном или тревожном игнорировании различных заданий педагога, отсутствие простейших знаний по определенным предметам в сочетании с блестящими успехами по другим. Такими детьми задания воспринимаются как напрасная трата времени, за это время можно изучить что-нибудь новое. Часто в классе они читают задание с пустого листа. С учителями часто возникают дискуссии, почему они обучают так или иначе, тому или иному, и то, что ребенку неинтересно, тому, по его мнению, не следует обучать.
В поведении диссхрония проявляется очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, асоциальное, агрессивное поведение. Протест ребенка против сложившейся практики отношения к нему сверстников и взрослых, неудовлетворенность такими отношениями, длительное подавление его важных потребностей и др.— могут принимать формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой школьник ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки учителей, одноклассников. При решении своих проблем могут быть чрезвычайно вспыльчивыми, агрессивными, склонны к насилию. Практика показывает, что при организации обучения, призванного компенсировать недостатки окружения, дети добиваются высоких результатов, в противоположном случае наблюдается резкое снижение интеллектуального уровня, проявление асоциальных форм поведения.
Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одаренного ребенка: уход в себя в мир своих фантазий, апатичность, малый интерес к контактам, их избегание. Депрессивное поведение может принять и демонстративные черты.
Как отмечает Лейтес Н.С., одаренные дети могут начать обвинять себя, воспринимая свои особенности как аномалию, могут сознательно скрывать свои достижения и тем самым маскировать свои способности и переходить в достаточно обширную категорию одаренных, которую обозначают как ''недостиженцев'', так как эти дети часто не распознаются взрослыми, ибо оценивается прежде всего успеваемость и успешность обучения в школе[2].
Л.В.Попова подчеркивает роль гендерного фактора в адаптации одаренных детей[5]. Современное общество живет в плену полоролевых стереотипов. Мальчики и девочки растут как бы в двух мирах. С момента рождения девочки более зависимы от взрослых; отношение к ним со стороны родителей, окружающих формирует чувство подчиненности другим, несамостоятельности. Одаренность же развивается при наличии уверенности в себе, самостоятельности, свободы в личностных проявлениях. В школе отношения к одаренным девочкам неоднозначное. Учениц реже нацеливают на высокие достижения, они получают менее развернутую оценку своих действий, нежели мальчики. Учителя считают, что одаренные мальчики превосходят своих одаренных сверстниц. Девочек характеризуют как менее развитых (любознательных, изобретательных), покладистых, доверчивых. Проявления независимости в суждениях, оригинальность мышления у одаренных школьниц иногда вызывает отрицательную реакцию педагогов. Те же самые характеристики у мальчика позволяют учителям их относить к категории способных учеников. Такое отношение порождает эмоциональные проблемы одаренных девочек. В результате многие одаренные девочки начинают отрицать свои способности, объясняя свои успехи внешними условиями. Они маскируют свою одаренность, чтобы быть принятыми окружающими.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Одаренность ребенка как проблема окружающих его взрослых затрагивает школьного психолога прежде всего с точки зрения педагога, трудностей, возникающих у него во взаимоотношениях и в обучении одаренного школьника. Что может лежать в основе таких трудностей? Выделим три, наиболее распространенные в школьной практике причины [6]. Первая из них связана с психологической неготовностью учителя принять факт одаренности данного школьника. Очевидно, что такая позиция меняет всю систему представлений о ребенке, его реальных возможностях, накладывает отпечаток на восприятие смысла его поступков и слов, определяет поведение учителя. Для педагога, как и для любого взрослого, принятие факта одаренности ребенка психологически означает признание его первенства в определенной области. Если эта область является для педагога сферой самореализации, признать преимущество ученика особенно трудно. Именно поэтому наибольшие проблемы возникают в средней школе у учеников, обладающих широкой интеллектуальной одаренностью. Кроме того, признание одаренности потребует от учителя определенных профессиональных усилий по созданию ему условий для полноценного развития. Если учитель не уверен в своей педагогической компетентности, он будет неосознанно сопротивляться самой мысли о талантливости ребенка. Итак, в основе описываемой проблемы очень часто лежит личностная и профессиональная неуверенность педагога, низкаясамооценка.
Соответственно и работа психолога носит в данном случае психотерапевтический, личностно ориентированный характер. Она направлена на решение личностных проблем учителя, повышение его профессиональной уверенности, принятие педагогом факта одаренности ученика как творческой профессиональной задачи, решение которой — достойная сфера самореализации. В широком смысле речь идет о формировании позиции Учителя — человека, умеющего находить и развивать дар своих учеников.Вторая причина— чисто технологическая по своей сути. Проблема в работе с одаренным учеником возникает у педагога, не владеющего арсеналом соответствующих профессиональных средств. При этом учитель вполне может осознавать, что данному ребенку нужен особый подход, но в силу отсутствия такового в его методических рекомендациях, он не предпринимает каких-либо шагов по его самостоятельному созданию. Решение этой проблемы лишь частично лежит в области технологии. Даже если бы таковые существовали в современной отечественной педагогике и психологии, мало просто передать их учителю. Необходимо сформировать профессиональный интерес к их применению. В реальности же перед психологом стоит задача заинтересовать педагога в создании или адаптации такого подхода, его реализации и анализе результатов.
Третья причина. Она может быть так определена: эксплуатация педагогом одаренности школьника либо из престижных профессиональных соображений, либо в качестве символической компенсации собственных неудач и проблем. Это может привести к тому, что одаренный ребенок превратиться в инструмент для поднятия престижа школы, к искусственному ограничению его потребностей и интересов, к односторонности его жизненного опыта и его интересов. В данном случае требуется работа, направленная на решение личных проблем педагога, которые он проецирует на ученика, а также расширение его представлений об одаренности, методах педагогического развития одаренного ребенка.
Какие же действия могут быть совершены школьным психологом:
1)Просветительская, консультативная работа по принятию взрослыми одаренности ребенка, особенностей его поведения, миропонимания, интересов и склонностей. Уже само понимание взрослым одаренности ребенка позволяет снять многие проблемы.2)Cоздание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специально развивающих, тренинговых занятий и программ, так и педагогическим коллективом. В этом случае психолог ведет консультативную работу с педагогами, оказывая им помощь в разработке и анализе индивидуальных программ обучения одаренных школьников.
3)Консультативная работа со взрослыми, направленная на организацию социальной жизни одаренного ребенка, расширение и углубление его социального опыта, представлений о мире, лежащем за пределами его собственных познавательных или других интересов необходимо сделать ряд шагов, мероприятий, которые помогли бы одаренному ребенку включиться в коллектив, в систему эмоциональных отношений со сверстниками.
4)Психологическая работа с самим ребенком, испытывающем различные психологические проблемы. Часто нужна не только психокоррекционная, но и психотерапевтическая работа, направленная на решение внутренних психологических конфликтов, снятие тревожности, страхов, агрессии. Другое направление работы направлено на расширение, имеющего у ребенка репертуара поведения, коррекцию сложившихся форм поведения, осознание ребенком собственной одаренности и построению им своей системы отношений с миром и самим собой сквозь призму своих особенностей и возможностей.
Большое значение к адаптации одаренного ребенка в школе играет отношение родителей. Например, ребенок проявил на уроке оригинальность, самостоятельность в ответе, однако учителю это не понравилось, он сделал замечание. После школы ребенок рассказал об этом родителям. Одни родители похвалят своего ребенка за самостоятельность, интересность, оригинальность ответа, который не понравился учителю. Другие родители упрекнут своего ребенка в его самостоятельности и объяснят, что он должен делать только то, что от него требует педагог.
В данной школе не приветствовались, блокировались самостоятельность и оригинальность мышления у детей. Однако в первом случае у ребенка они не пострадали, поскольку родители ему помогли, признали его оригинальность и самостоятельность мышления. Во втором же случае ребенок не получил эмоциональной поддержки от родителей, что может повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. Родители должны знать, что одна из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка является повышенная уязвимость. Источником ее является отмечаемая также сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют – они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Поэтому родители должны стремиться не только, чтобы их ребенок усваивал хорошо знания, но и учить его “переживанию”; видеть в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.
Для ребенка 7-9 лет одним из сильнейших мотивов деятельности является желание сделать приятное родителям, преуспеть в их глазах. Необходимо соблюдать равновесие в приоритетах, чтобы развитие личности не было нарушено одним желанием выгодно выглядеть в глазах взрослых. Поощрение за различные попытки, а не только за успех, похвала за старание ведет к тому, что ребенок будет пробовать себя в различных деятельностях, а не стремиться избегать неудач. Каждый ребенок нуждается в этом. Но это должно быть искренним и заслуженным.
Если ваш одаренный ребенок имеет братьев и сестер, убедитесь, что они получают адекватное внимание и похвалу также. Они нуждаются в такой моральной поддержке. Не получение этого плохо для них - и для вашего одаренного ребенка. Если он последовательно получает намного больше похвалы, чем его братья и сестры, то дети могут воспринять это как фаворитизм и могут наказать его. Таким образом, намеченная награда, может оказаться, наказанием.
Будучи не в состоянии найти друга или подругу, некоторые одаренные дети могут похоронить себя в учебе. Они могут получать признание и одобрение в таком случае только от взрослых. Однако, они не могут понять, что взрослая оценка это совсем другое, нежели дружба и товарищеские отношения с детьми их возраста. В результате они становятся одинокими. Они могут быть очень одинокими. Некоторые родители, понятно, беспокоятся, когда их сын или дочь не в состоянии иметь друзей и большинство времени проводит с взрослыми. Родителям редко удается помочь ребенку найти друзей. Однако, несколько вещей могут быть сделаны, которые могут помочь. А именно: хобби, секция, кружок могут открыть двери в мир новых идей и новых друзей для одаренного ребенка. Большинство одаренных детей интересуется различными хобби и проектами. Это даст им шанс объединить социальное развитие с биологическим. В то же самое время, они подружатся с другими детьми, которые имеют подобные интересы и способности.
Иногда ребенок должен быть ограничен. Взрослым нужно сделать выбор среди очень многих вещей, которые бросают вызов его многочисленным интересам, ибо во многих случаях любознательность и жыжда знаний часто превышает физическую возможности одаренного ребенка. Родители должны помнить, что их одаренный ребенок - прежде всего ребенок и должен иметь шанс в радостях детства, а не только развивать свой интеллект.
Хотя большинство родителей думает о благосостоянии их ребенка, есть родители, которые злоупотребляют этим, они посвящают всю свою жизнь ему. Такие родители будут пытаться выбрать ребенку друзей, хобби, одежду, карьеру. Но, одаренный ребенок особенно хочет и любит иметь возможность сам планировать собственную жизнь. Делая все для него, решая за него, что он будет и не будет делать, сверхопекая его, все это является вредным для него. Мудрые родители начинают рано позволять своему ребенку немного свободы выбора, самостоятельности.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Как заметила Э.Ландау, одаренный ребенок подобен бегуну на длинные дистанции, который бежит быстрее других: интеллектуально он в большинстве случаев далеко впереди, но со своими чувствами он часто остается один. Если мы ему не поможем эмоционально, он начнет отказываться от своей уникальности, своей одаренности. Он станет конформистом, чтобы не быть одиноким, или превратиться в вечно недовольного аутсайдера в школе и обществе. Поэтому взрослые, окружающие одаренного ребенка, должны постараться стать его другом, который бы позволил им немного ответственности и самостоятельности, который бы был последовательным в дисциплине, тем, кто сделал бы его счастливым.
Литература1. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка Эрики Ландау. M., 2002
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. M., 1997
3. Мерша П. Синдром диссинхронии // Психологическое обозрение. – 1995. № 1. – С.37-39.
4.Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема//Начальная школа: плюс - минус. -2000. - № 3. - С. 3-11.
5.Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 58-65.
6. Психология одаренности: От теории к практике. Под ред. Ушакова Д.В. М., 2002
Одаренность как проблема в младшем школьном возрасте
Сообщений 1 страница 10 из 10
Поделиться12006-08-29 00:46:26
Поделиться22006-10-09 11:16:33
Те, кто считает одарённость в раннем возрасте проблемой, сами, скорее всего, даже рядом не находились по таким качествам.
Совершенно верно, не надо лишать детей детства, но это детство должно быть Прекрасно во всех отношениях. Одарён Ваш ребёнок - дайте развиться его дарованию, не губите...
Поделиться32006-10-15 22:09:59
Полностью поддерживаю А. Зрячкина. Разве может одаренность быть проблемой?
Скорее недоразвитость большая проблема для родителей м учителей...
Поделиться42006-10-19 20:47:55
Проблема одорённого ребёнка тогда, когда некомпитентные педагоги не понимают ребёнка, а порою умышленно наносят психологические травмы, чтобы не задавал много вопросов.
Поделиться52006-10-20 01:09:30
Одарённые дети также, как и дети с отставанием в умственном развитии, отклоняются от статистической нормы. И как вы думаете, проблема это или нет? Для отстающих, по крайней мере, система специального образвания есть.
Поделиться62006-10-21 15:45:48
Одарённые дети также, как и дети с отставанием в умственном развитии, отклоняются от статистической нормы. И как вы думаете, проблема это или нет?
Конечно, проблема общества. Я например, и не знаю как и где родители могут
определить в большом городе одарённость ребёнка. Хороший вопрос, обязательно поинтересуюсь. Слышал много лет назад, что в России имеется Фонд одарённых детей и находился он в "руках" Российского общества красного креста.
Поделиться72006-10-21 15:54:57
Общества? Это проблема в первую очередь самого ребёнка, его родителей.
Поделиться82006-10-22 09:05:00
Это проблема в первую очередь самого ребёнка, его родителей.
В первую очередь - да. И лучше, когда проблема решается снизу. После родителей детьми занимаются дошкольные, школьные, высшие учебные учреждения, которые управляются министерствами, ведомствами, академиями, косвенно, СМИ и ценностями культуры. Вы согласны, что от сказок и стихов зависит развитие эмоций ребёнка?
Поделиться92006-11-17 06:59:22
Главная сложность в понимании проявлений одаренности в годы детства – переплетение в ребенке возрастных и индивидуальных качеств. Самая существенная задача – увидеть, различить в признаках одаренности у детей и подростков то, сто относится с свойствам возраста, т.е. является переходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться и развиться.
Поделиться102006-11-28 04:29:44
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.