Жить ради детей - лучше жить!

Возрастная психология

Объявление

1.Форум для родителей и потенциальный родителей. Создаётся воронежским психологом Гришиным Владимиром Николаевичем. Русскоязычным родителям профессиональные знания в первую очередь. 2.Психологические консультации: достижение высоких результатов в спорте, карьере, творчестве.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Возрастная психология » Общие. » Агрессия родителей и детей.


Агрессия родителей и детей.

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Weer написал(а):

В возрасте около 2 лет у ребенка наступает самоидентификация - он понимает, что он существует, что он- человек и даже хозяин этого мира. Отсюда начинается длительное "мое", "не дам", "отдай". Это возрастное и надо лишь переждать (лет до 3), не уставая человечку объяснять правила общежития - "поделись игрушкой", "не бери чужое", "спроси разрешения", "не отнимай из рук". Агрессия, проявляемая в случаях, когда ребенок захотел взять "свою" чужую игрушку или единолично кататься на "своей" горке, связана с некоторым "недоумением" от того, что в мире существуют желания других людей, которые совершают с вожделенным предметом те же действия, которые хочется совершить ребенку. Но понять в этом случае - вовсе не значит простить, и желательно пресекать все случаи драк, криков на других детей, истерик по поводу "моего". Если этого не делать - агрессия после 3,5 лет уже считается издержками воспитания.
Однако встречается у детей и другая причина проявления агрессии, сначала по отношению к родителям, а потом - и к другим окружающим людям: мама (папа, бабушка) не выполнили его "приказ", не дали желаемое, не купили и т.д. Стукнуть маму, ущипнуть папу для таких детей - пара пустяков. Вот в этих случаях, я считаю, следует наказывать: остановить руку, строго посмотреть в глаза, твердым тихим голосом объяснить (и много раз повторить, т.к. каждый день ребенок проверяет реакцию родителей, а тор и просто забывает правила), что маму, папу, бабушку и т.д. - вообще людей - бить нельзя! Я в подобных ситуациях сразу после "наказания" ухожу мыть посуду или стирать, тем самым показывая недовольство поведением сына. По крайней мере правило "нельзя бить маму и папу" он у меня понял с трех раз, теперь если и проверяет, то делает жест-обозначение и мотает головой
Но встречаются (в большом количестве, к сожалению), такие родители, которые "тумаки" ребенка воспринимают как игру, смеются, подставляют руки и лицо в восторге... Не стоит удивляться, что у таких родителей, бывает, и вырастают агрессивные дети.

0

2

*Azazella* написал(а):

Weer, Уважаемый,  а вам не западло мои темы воровать и дублировать. Вообщето это нарушение правил форума. Сами потрёте или мне стереть?

Это заявляет модератор форума крупным шрифтом.

0

3

psi1 написал(а):

Вы сделайте ссылку на вашу тему, я например её не нашёл. И если есть притензии к человеку, то  выражайте их в культурной форме.

0

4

Mikka написал(а):

*Azazella*, и ты еще удивляешься, откуда у твоего ребенка агрессия , за примерами далеко ходить не надо

Серьёзное замечание, но нет аргументации.

0

5

А вот и аргументация:

*Azazella* написал(а):

Прихожу сегодня в сад, а мне воспитатель говорит: "ваша дочка была наказана за драку". Я в шоке. Спрашиваю у дочки - что случилось... а она отвечает: " а девочка меня обозвала, я её и двинула!"
Кто прав, кто виноват...тайна, покрытая мраком. Драться - нехорошо, но и терпеть оскорбления тоже не надо...
Ребёнок считает, что её наказали несправедливо...
Короче, я в растерянности..............

0

6

psi1 написал(а):

*Azazella*,  "Драчливость!!!" это частный случай АГРЕССИИ. Основные формы - агрессия реактивная, враждебная, инструментальная и автоагрессия.
В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживанию агрессивных актов большую роль играет развитие психических процессов, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности. Для решения проблемы агрессивности ребёнка необходимо осознать таие понятия, как: ЭМПАТИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ. Так что ждём вас, чтобы оказать профессиональную помощь.

0

7

Цитата:
Сообщение от Weer
Но встречаются (в большом количестве, к сожалению), такие родители, которые "тумаки" ребенка воспринимают как игру, смеются, подставляют руки и лицо в восторге... Не стоит удивляться, что у таких родителей, бывает, и вырастают агрессивные дети.

psi1 написал(а):

Рассмотрим такой пример:  мама держит ребёнка на руках и он играючи ударил её по лицу. Какое воспитательное действие необходимо выполнить маме?

0

8

После этого*Azazella* закрыла тему, но я как создатель подфорума и естественно модератор вновь её открыл.
Интересно, что будет дальше.

0

9

Детская агрессия
         

Вопрос:
Дите выросло так неожиданно, что я оказалась совершенно не готова к его воспитанию. Вопросов несколько. Лея дерется, царапается, предпочитает обижать меня, но и окружающим достается (в том числе, другим деткам). Я пыталась обижаться (плакать , отвечать тем же (не сильно, конечно), запрещать, но она не реагируеет, только смеётся. В связи с чем, еще один вопрос, как наказывать (возможно слово - не подходящее) ребенка, который зная, что что-то делать нельзя (обрывать обои, например), продолжает это делать. Особенно интересно, как Вы решили эту проблему с Вашей деткой.

Здравствуйте, моему сыну 3 и месяц. С прошлого лета в нем появилась некая агрессия. Он стал делать больно. И мне, и бабушке-дедушке и детям. Ему многократно объяснялось, что "нельзя делать больно". От детей, да и от меня он получал сдачу. Но, тем не менее, временами на него "находит": сжимает зубы и щиплет или еще что-то. Сейчас, правда, пореже, чем в прошлом году, но, всё равно, есть такое. Вдруг какая-то агрессия вылезает.

--------------------------------------------------------------------------------
Ответ:
Что такое детская агрессия? Это поведение, которое возникает у ребенка в ответ на ограничения в удовлетворении потребностей. В любой, даже самой любящей семье, всегда есть определенные ограничения, которые ребенку необходимо выполнять хотя бы для сохранения собственного здоровья, а иногда и жизни. Поэтому враждебное поведение при нормальном развитии ребенка будет наблюдаться всегда – с большей или меньшей выраженностью, в зависимости от многих факторов. При этом оно может проявиться сразу как ответ на фрустрирующую ситуацию или быть отсроченным (В«Тогда не ответил по тем или иным причинам, а сейчас представился случайВ»), также агрессивное поведение как выплеск эмоций может быть перенесено на невиновного, если тот более слабый и не может ответить ребенку (даже не обязательно слабый, это может быть, например, бабушка, с которой ребенок себе многое позволяет, не боясь наказания).
Помимо того, что агрессия может выступать в качестве ответа на ограничение потребностей, она, закрепляясь, может стать привычным поведением, т.е своего рода средством достижения результата или манипулирования другими людьми. Например, придя в песочницу и В«надавав всем по шееВ», ребенок дает понять остальным детям, кто здесь главный, что его игрушки брать нельзя, а ему подобное разрешено и должно приветствоваться. Причем не обязательно ребенок может понимать и полностью осознавать свои действия. Просто такое поведение приносит много выгоды, а в результате становится удобным и привычным.
Каким образом закрепляется агрессивное поведение у ребенка? Главным образом - через наблюдаемые им модели поведения других людей – в семье, по телевизору, на улице. Современные дети стали более агрессивными за последние годы именно вследствие повышения уровня враждебности общества в целом, а, как следствие, увеличения проявления агрессии и жестокости во всем жизненном пространстве ребенка. Как оградить ребенка от этого? Не будем говорить о семейных отношениях, здесь все понятно. Ограничить и четко контролировать просмотр телепередач и фильмов. Если же Ваш ребенок столкнулся с подобными сценами – обсудить с ним происходящее, объяснить ситуацию и т.д. Но это уже актуально для более старших детей. Еще одной причиной закрепления враждебного поведения может быть неадекватной реакция родителей на поведение ребенка, в том числе и агрессивное. Так каким же образом родители должны реагировать на подобные действия ребенка?
Давайте попробуем рассмотреть возможные варианты, их плюсы и минусы.
1. Не реагировать, т.е. В« не замечать такого поведения, уклоняться от ударовВ» или переключать внимание ребенка. Эта тактика, бесспорно, хороша, т.к. позволяет не заострять внимание ребенка на такого рода поведении, а, как известно, то, что не подкрепляется – становится неинтересным и не имеет смысла. Но бывают ситуации, когда ребенок сознательно причиняет боль, зная, что делать этого нельзя, В«исследуяВ» границы, предел, за который нельзя переходить или пытается В«раздвинутьВ» эти самые границы. В этом случае не реагировать нельзя.
2. Наказать ребенка (физически или морально, например, игнорировать). Здесь есть много тонкостей, которые необходимо знать. Во-первых, наказание может оправдываться ТОЛЬКО интересами ребенка и не может служить средством разрядки напряжения, возникшего у матери, например, при испуге за ребенка. Во-вторых, наказывать можно лишь в том случае, если ребенок предупрежден четко и ясно, что за данный проступок он будет наказан, если ему будут объяснены причины происходящего. В-третьих, будьте последовательны в своих действиях. То, что нельзя, нельзя НИКОГДА, а не через раз. Разумеется, по мере роста ребенка одни ограничения становятся неактуальными, зато появляются другие. Это необходимо иметь в виду. Часто встает вопрос, можно ли бить ребенка. Бить – в смысле избивать, или В«снимать штаныВ», или с применением иных средств кроме собственной ладони - однозначно нет. Если Вы не приемлете физическое наказание как таковое – не используйте его. Если Вы считаете, что в крайних ситуациях можно шлепнуть ребенка (еще раз: только рукой и через одежду) – возможно, этот способ Вы можете применить, на свое усмотрение (да, я читала Конвенцию о правах ребенка ).
3. Ругать ребенка. Не в смысле кричать, оскорблять (В«Что за идиот!В»), пугать (В«Не люблю такую девочкуВ»), а в смысле разобраться с ситуацией, рассказать о возникших у Вас чувствах (В«Я очень расстроиласьВ»). Но это опять же для более старших детей, хорошо говорящих, которые могут контролировать свое поведение. Да и не всегда это возможно под натиском эмоций. После происшедшего – да, обязательно, и для маленьких детей в том числе. То, что они не поймут сегодня, они поймут завтра. Или просто почувствуют.
4. Дать сдачу. То есть не наказать на правах более старшего и сильного, а именно ответить тем же. Тоже иногда полезно, иначе ребенок просто не зная, что такое возможно, попав к сверстникам, может начать лупить всех подряд. И будет крайне удивлен и обижен их ответом.
5. Дуться, плакать. Я тоже одно время удивлялась, почему такая реакция, как правило, вызывает усиление того поведения, которое я хочу остановить, смех и пр. Пока писала все это – мне пришло в голову вот что. Многого не понимая, дети обладают высокой чувствительности к эмоциям и состоянию окружающих их людей, особенно мамы. И мы знаем, как безошибочно они видят фальшь. Поэтому говорят, что самое тяжелое для актеров – играть детские спектакли. Потому что здесь нельзя солгать, обмануть. Мы же, когда В«плачемВ» в ответ на избиение собственным чадом, просто притворяемся, а дите это чувствует. И думает, что это …просто игра. И продолжает ее с новой силой.
Возможно, есть и другие варианты, но это, наверное, наиболее распространенные. Как Вы видите, каждая ситуация требует своего подхода, обязательно чуткого, внимательного и любящего.
Маленький пример из жизни. Мой Данила вдруг начал плеваться. Где научился – не знаю, но каждый раз, когда он был недоволен, в сторону В«обидчикаВ» начиналась В«плевальная атакаВ». Наша бабушка все это игнорировала или переводила в шутку, я – сердилась, объясняла, что так делать нельзя и пару раз после многократных предупреждений шлепнула его, а последней стадией терпения нашего папы были угрозы выбросить Данин джип. И, о чудо, каждый из приемов возымел свое действие. Особенно папин. Теперь в порыве гнева Даня складывает губы для плевка, замирает и …показывает язык.
А еще – поскольку все равно в нашей жизни очень много тех самых фрустрирующих ситуаций, мешающих удовлетворению наших потребностей, попробуйте свести их количество к минимальному хотя бы там, где это в Ваших силах, т.е. дома. И для тех, у кого маленькие дети главное – правильно организовать пространство. Просто заткните розетки, уберите все то, что нельзя брать ребенку и т.д. Чтобы лишний раз не пришлось ему отказывать в желании исследовать мир. А обои… Ведь это не так важно, то, что она не оторвет – то через несколько месяцев все равно разрисует. Так что ремонт все равно неминуем.

0

10

У снисходительных родителей дети становятся импульсивными и агрессивными. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия (Шнейдер Л.Б., 2000).

0


Вы здесь » Возрастная психология » Общие. » Агрессия родителей и детей.