Последнее -- подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известна теперь
психологам всего мира. Зона ближайшего развития -- это расстояние между
уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного развития определяемым
с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский,
зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но
находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами
развития, а почками развития, цветами развития... Уровень актуального развития
характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона
ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день .
Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и
связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии,
как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения
и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.
Зона ближайшего развития -- логическое следствие закона становления
высших психических функций, которые формируются сначала в совместной
деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся
внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс
формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития;
после формирования он становится формой актуального развития субъекта.
Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения
в умственном развитии детей. Обучение только тогда хорошо,-- писал Л. С.
Выготский,-- когда оно идет впереди развития . Тогда оно пробуждает и
вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.
Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не
столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на
созревающие функции. Возможности обучения во многом определятся зоной ближайшего
развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы
развития -- это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не
созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог
обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
Педагогика должна ориентироватьсяне не на вчерашний, а на завтрашний день
детского развития ,-- писал Л. С. Выготский.