Жить ради детей - лучше жить!

Возрастная психология

Объявление

1.Форум для родителей и потенциальный родителей. Создаётся воронежским психологом Гришиным Владимиром Николаевичем. Русскоязычным родителям профессиональные знания в первую очередь. 2.Психологические консультации: достижение высоких результатов в спорте, карьере, творчестве.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Л.С. Выготский и его школа.

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

В психологии
такой личностью стал Л. С. Выготский. Он строил теории развития сознательной
личности ребенка в обстановке всеобщей революции и само его учение
было насквозь революционным/  Революционными были жизнь и творчество
многих русских интеллигентов, и здесь надо согласиться с поэтом: Времена не
выбирают, в них живут и умирают . Замечено не только нами, что
развитие научной генетической психологии совпадало с фундаментальными изменениями
в структуре общества и культуры. Именно эти изменения ставят перед наукой новые
генетические цели. Вся научная деятельность Л. С. Выготского была
направлена то, чтобы психология смогла перейти от чисто описательного,
эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их
сущности .

Отредактировано And (2006-11-22 06:35:57)

0

2

Истина теории Л.С. Выготского освещала
не только заблуждения современных ему биологизаторских теорий развития, но и
предостерегала будущие поколения ученых от некритического заимствования чуждого
научного мировоззрения. Л. С. Выготский писал: Для диалектически-
материалистического мышления проблема развития является центральной и основной
для всех областей действительности и для всех областей научного знания. Однако не
всякое решение этой проблемы приближает нас к истинному пониманию объективной
диалектики действительности. Этому истинному пониманию противостоят не только
метафизические теории, отрицающие в корне саму идею развития, но и теории,
проводящие ложные идеи развития .

0

3

Центральной для всей
истории советской психологии стала проблема сознания. В философском
плане сознание обычно понимают как специфическую особенность человеческой
психики, формирующуюся в системе общественных отношений, в труде, на основе речи
и освоения различных форм общественного сознания. Подчеркивается не только
обусловленность сознания людей их общественным бытием, но и его активная роль
в деятельности людей, когда сознание человека не только отражает
объективный мир, но и творит его .

0

4

Последнее -- подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известна теперь
психологам всего мира. Зона ближайшего развития -- это расстояние между
уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного развития определяемым
с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский,
зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но
находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами
развития, а почками развития, цветами развития... Уровень актуального развития
характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона
ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день .
Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и
связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии,
как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения
и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.
Зона ближайшего развития -- логическое следствие закона становления
высших психических функций, которые формируются сначала в совместной
деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся
внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс
формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития;
после формирования он становится формой актуального развития субъекта.
Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения
в умственном развитии детей. Обучение только тогда хорошо,-- писал Л. С.
Выготский,-- когда оно идет впереди развития . Тогда оно пробуждает и
вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.
Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не
столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на
созревающие функции. Возможности обучения во многом определятся зоной ближайшего
развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы
развития -- это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не
созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог
обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
Педагогика должна ориентироватьсяне не на вчерашний, а на завтрашний день
детского развития ,-- писал Л. С. Выготский.

0

5

Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, - это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте такой формой становится мир взрослых людей.

0

6

http://hegel.narod.ru/vygotsky.html   Работы Л.С. Выготского.

0