Ваш малыш пошел в школу, у него (так же как и у вас) начался новый жизненный этап. А вместе с ним новые хлопоты и новые проблемы. Помогать малышу делать уроки или отпустить его в “самостоятельное плавание”? Одни родители сразу заявляют первокласснику: "Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!" Другие ласково спрашивают: "Ну, что нам сегодня задано?" - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных и страдает учеба, а во втором формируется несамостоятельнеость и пассивность.

Как лучше организовать домашнюю работу младшего школьника

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ученика. Достаточно ли оно освещено. Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. На столе не должно быть никаких лишних предметов.

2. Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами.

3. Если первоклассник посещает группу продленного дня, скорее всего, он выполняет домашние задания там. Дома ему нужно отдохнуть, пообщаться с родителями и друзьями. Если малыш занят другими важными делами (например, ходит в кружок), то, конечно, можно сесть за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это занятие на вечер.

4. Ребенок уже отсидел 4 урока, его работоспособность снизилась. Для 7-летнего ученика время непрерывной работы после школы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. Для отдыха достаточно 5 минут, если это физическая разрядка. Хорошо, если дома есть спортивный комплекс; можно просто попрыгать через скакалку, сделать несколько приседаний, наклонов.

5. Не давайте ребенку дополнительных домашних заданий.

6. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Повторное выполнение уже сделанного (пусть и с ошибками) задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы. 7. С 6-летками вообще не следует проводить дома никаких учебных занятий. Если кроме школьных занятий у них будут еще и домашние, то может наступить нервное переутомление, серьезно вредящее здоровью детей и резко снижающее их школьные успехи. С шестилетками дома надо играть, рисовать, лепить, читать сказки.

Приступаем к занятиям

Приучите своего школьника садиться за уроки вовремя. Подскажите малышу, что пришло время перерыва, а затем - его окончания. Пусть в поле зрения у ребенка будут часы, чтобы он мог сам регулировать свой ритм работы. Когда распорядок дня закрепится в сознании и подсознании малыша, необходимость в напоминаниях и контроле отпадет. У кого-то это случается через 2-3 месяца, но иногда такое "удовольствие" растягивается на годы.

Нужно ли сидеть над первоклашкой? Ответ зависит от особенностей вашего ребенка. Если малыш часто отвлекается, не может сосредоточиться, маме или папе нужно быть около него. Все же старайтесь свести свои замечания “из-за плеча” к минимуму. Вернуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием. Нотации, пространные рассуждения, раздраженные восклицания оставьте при себе: они только отвлекают от работы.

Если ребенок ошибся, не спешите возмущаться: "О чем ты только думаешь?". Лучше по окончании работы помогите найти и исправить ошибки. В отдельных случаях, если малыш не понял тему, которую объясняли на уроке, повторите объяснение дома. Но, конечно, нельзя за ребенка решать задачу, проводить вычисления.

Постепенно снижайте степень контроля: сидите с ребенком не в течение всего времени выполнения домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет из портфеля все, что нужно. Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.

Работа над ошибками

Несколько упражнений для тренировки внимания

Поиграйте в “школу”. Пусть взрослый напишет в столбик примеры, в которых ребенок должен найти ошибки. При этом ошибочные ответы должны чередоваться с правильными. Для проверки дайте малышу красный карандаш. Рядом с правильными ответами он ставит плюс, а неправильные зачеркивает, надписывая нужное число сверху. Следующий шаг - ребенок сам пишет несколько примеров так, чтобы одни были правильные, а другие - нет. Листок на 2-3 дня откладывается (чтобы призабыть), а затем ученик его проверяет.

Подобные игры можно проводить и по языку. Напишите несколько фраз (не более двух-трех строчек), содержащих различные ошибки, возможно такие, которые часто встречаются у вашего ребенка. Можно переписать фразу из книги, чтобы малыш сверил оба текста. Скажем, в книге написано: "Заяц ел морковь", а вы пишите: "Зайчик ел морковь", или “Заяц ест морковь”, или “Заяц ел морковку”. Не бойтесь, что ошибка, нарочно сделанная ребенком для последующего исправления, войдет в привычку. Напротив, такая ошибка обычно никогда не возникает вновь.

Выработанный в этой игре навык можно применять и к школьным заданиям. "Ты ведь так хорошо умеешь все проверять, а в домашнем задании сделал две ошибки и ни одной не исправил. Ну-ка скорее все проверь!" Это говорится весело, без раздражения и недовольства. Ребенок должен знать: его ошибки вас не разозлили, а удивили.

Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается "грязь". Самоисправления - это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться.

СТАТЬИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЖУРНАЛОМ “МИР СЕМЬИ”