Наталья Александровна МОШКОВСКАЯ, учитель киевсвкой школы № 289
Все маленькие дети дошкольного возраста, как првило, хотят идти в школу. Для них школа – это праздник, цветы, новый портфель, новые и красивые книжки, общение со сверстниками. Но вот праздник закончился, и наступили обычные рабочие будни.
“Я в школу больше не пойду!”
“Я не хочу в школу”.
“Ах, как мне надоела эта школа”.
Такие душераздирающие фразы, к сожалению, приходится выслушивать многим родителям. И в чем же дело?
Существует множество разных причин, вызывающих отрицательное отношение у детей к учебе и школе. Я бы хотела остановиться на наиболее распространенных из них. На мой взгляд, одна из самых важных проблем - неподготовленность ребенка к школе. В чем она заключается?
Во-первых, в психологической неготовности.
Малыш должен иметь предварительные представления о школе. Очень хорошо, если в дошкольный период дети посещают детские сады, в которых они приобретают организованность, способности подчиняться определенным требованиям. Но есть так называемые тепличные дети, выросшие в домашней обстановке, где им было все можно, все разрешено. Для таких детей переход к школьной обстановке может оказаться очень трудным. Кто-то обозвал, ударил, или даже нечаянно толкнул, а в результате – потоки слез, огромные обиды и, конечно же, нежелание идти в школу.
Во-вторых, в низком уровне умственного развития.
Очень часто случается так, что в один класс попадают дети, которые существенно отличаются по способностям. Одни умеют читать и писать, прибавлять и вычитать, другие не знают и не умеют практически ничего или намного меньше. Такие дети, видя успехи сверстников, внутренне бунтуют: “Почему я хуже?”, “Почему меня не похвалили?”. Отсюда как следствие могут возникнуть или отвращение к школе, или боязнь (“в школе очень трудно”), или просто нежелание идти туда, где ребенок не ощущает себя главным.
Чтобы избежать подобных неприятностей, родители должны не только готовить ребенка к школе, но (и это главное) формировать у своих детей умение учиться. Чаще всего родители даже не догадываются, что этому надо уделять внимание.
Общение в семье и учеба
Общение в семье – первая школа, которая формирует кроху как личность и готовит его к серьезному переходу из страны “хочу-нехочу” в страну “надо”.
Задумайтесь, много ли времени вы посвящаете общению с ребенком? В семьях с высоким уровнем общения малыш на протяжении недели проводит с матерью 34 часа, с отцом – 18 часов. В семьях со средним уровнем общения мать занимается с ребенком 19,4 часа, отец – 11 часов. В семьях с низким уровнем общения мать посвящает ребенку 7,3 часа, отец – 4,2. Опыт показывает, что наиболее невоспитанные и недисциплинированные дети живут в семьях с низким и средним уровнем общения. Хотелось бы так же напомнить родителям об огромном воспитательном значении детских игр. А. С. Макаренко по этому поводу писал: “Игры в жизни детей имеют тоже значение, что у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет”. Находите время для игры с сыном или дочкой, не забывайте и о рисовании, лепке, аппликации. И кроме того, обязательно приучайте детей к труду! Ибо, как писал Марк Твен: “В чем бы ни состоял труд, это все равно: он сам по себе служит благословением человеку, жаждущему трудиться”.
Учитель – всему голова
Допустим, будучи прекрасно подготовленным, ваш ребенок осуществил этот переход без потерь. Но прошло совсем немного времени, и вы тоже слышите злощастное “не хочу в школу”. “Ну почему?” - недоумеваете вы. “Потому что учительница на нас все время кричит”… Конечно, вряд ли найдется ученик, желающий идти учиться к учителю, который нетактично себя ведет. Да и необязательно кричать. Можно проводить монотонные, скучные, однообразные, неэмоциональные уроки, чтобы навсегда убить интерес учащихся к своему предмету или к учебному процессу вообще.
Физическая подготовка
Школьное обучение – это первая серьезная нагрузка в жизни ребенка, поэтому он должен быть хорошо подготовлен и физически. Здоровый малыш быстрее привыкает к школьному режиму, к учебной работе, приучается тихо и спокойно сидеть на уроках. Дети с болезненной бледностью, усталостью, плохим аппетитом, быстро теряют способность к учению. Самое радикальное лечение в таких случаях – рациональный режим труда и отдыха. Еще древние греки говорили: “Он ни читать, ни плавать не умеет”, справедливо считая, что нагружать и тело и ум нужно одинаково.
Главное - вовремя
К физически не готовым детям можно так же отнести и тех, которых родители несвоевременно отдали в школу. Как правило, таких детей слишком рано посвящают в ученики, а они физически не готовы воспринимать и перерабатывать полученную информацию. Но бывает и так, что ребенка, жалея, отдают в школу позже положенного срока. Он, опережая сверстников в развитии, очень активный, тянет все время руку, чтобы отвечать, а его не спрашивают или, еще хуже, отвечают: “Успокойся, ты в классе не один, я не могу работать только с тобой на каждом уроке”. Естественно, что и у тех и у других детей желание ходить в школу быстро исчезает.
“Белая ворона”
К выше перечисленным проблемам можно отнести еще одну, не менее важную – это психологическая несовместимость ученика с учителем-предметником, классным руководителем или с классным коллективом в целом. Таких “белых ворон” почти всегда обижают, шутят над ними, бьют. Это очень серьезная и сложная проблема. К ней необходимо подключить не только родителей, но и администрацию школы, и школьного психолога.
ЖУРНАЛ “МИР СЕМЬИ”