Концепция разрабатывалась Выготским и его  школой  (Леонтьев,  Лурия  и
др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из  первых  публикаций  была  статья  "Проблема
культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.
    Следуя  идее  общественно-исторической   природы   психики,   Выготский
совершает переход к трактовке социальной  среды  не  как  "фактора",  а  как
"источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает  он,  существует
как  бы  две  переплетенных  линии.  Первая  следует   путем   естественного
созревания. Вторая  состоит  в  овладении  культур,  способами  поведения  и
мышления. Вспомогательными  средствами  организации  поведения  и  мышления,
которые человечество  создало  в  процессе  своего  исторического  развития,
являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система  счисления
и др.).
    Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование  речи
в применении орудий знаменует возникновение новых психологических  функцией,
систем,   лежащих   в   основе   высших   психических   процессов,   которые
принципиально  отличают   поведение   человека   от   поведения   животного.
Опосредованность развития человеческой психики  "психологическими  орудиями"
характеризуется еще и  тем,  что  операция  употребления  знака,  стоящая  в
начале развития каждой из высших психических функций,  первое  время  всегда
имеет форму внешней  деятельности, т. е. превращается из интерпсихической  в
интрапсихическую.
    Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что
человек (взрослый) с помощью  определённого  средства  управляет  поведением
ребенка, направляя реализацию его какой-либо  "натуральной",  непроизвольной
функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и,  используя
данное психологическое орудие, направляет  поведение  другого  (полагая  его
объектом). На следующей стадии ребенок  начинает  применять  к  самому  себе
(как объекту) те способы управления поведением, которые другие  применяли  к
нему, и он – к ним.  Таким  образом,  пишет  Выготский,  каждая  психическая
функция появляется на сцене дважды –  сперва  как  коллективная,  социальная
деятельность, а затем как внутренний способ мышления  ребенка.  Между  этими
двумя  "выходами"  лежит  процесс   интериоризации,   "вращивания"   функции
вовнутрь.
    Интериоризуясь, "натуральные" психические  функции  трансформируются  и
"сворачиваются",   приобретают    автоматизированность,    осознанность    и
произвольность.  Затем,   благодаря   наработанным   алгоритмам   внутренних
преобразований, становится возможным и  обратный  интериоризации  процесс  –
процесс   экстериоризации   –   вынесения   вовне   результатов   умственной
деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
    Выдвижение   принципа   "внешнее   через   внутреннее"   в    Культурно
-исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта  в  различных
видах активности – прежде всего в  ходе  обучения  и  самообучения.  Процесс
обучения трактуется как коллективная  деятельность,  а  развитие  внутренних
индивидуальных, свойств личности  ребенка  имеет  ближайшим  источником  его
сотрудничество  (в  самом  широком  смысле)  с  другими  людьми.  Гениальная
догадка Выготского о значении  зоны  ближайшего  развития  в  жизни  ребенка
позволила завершить спор о приоритетах  обучения  или  развития:  только  то
обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
    В  свете  системного  и  смыслового  строения  сознания   диалогичность
является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь  во  внутренние
психические процессы, высшие психические функции сохраняют  свою  социальную
природу – "человек и наедине с собой сохраняет  функции  общения".  Согласно
Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому,  как  живая
клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное  слово  есть  микрокосм
человеческого сознания".
    В  воззрениях  Выготского  личность  есть  понятие  социальное,  в  нем
представлено надприродное, историческое в человеке. Оно  не  охватывает  все
признаки  индивидуальности,  но  ставит  знак  равенства  между   личностным
ребенка и его культурным, развитием. Личность "не врожденна, но возникает  в
результате культур, развития" и "в этом  смысле  коррелятом  личности  будет
отношение примитивных  и  высших  реакций".  Развиваясь,  человек  осваивает
собственное  поведение.  Однако  необходимой  предпосылкой  этого   процесса
является образование личности, ибо "развитие той  или  иной  функции  всегда
производно от развития личности в целом и обусловлено им".
          В  своем  развитии  личность  проходит  ряд  изменений,   имеющих
стадиальную  природу.  Более  или   менее   стабильные   процессы   развития
вследствие  литического  накопления   новых   потенций,   разрушения   одной
социальной ситуации развития и  возникновения  других  сменяются  критичными
периодами в жизни  личности,  во  время  которых  идет  бурное  формирование
психологических   новообразований.   Кризисы    характеризуются    единством
негативной (деструктивной) и позитивной  (конструктивной)  сторон  и  играют
роль  ступеней  в  поступательном  движении  по  пути  дальнейшего  развития
ребенка.  Видимое  поведенческое  неблагополучие   ребенка   в   критическом
возрастном   периоде   не    закономерность,    а    скорее    свидетельство
неблагоприятного  течения   кризиса,   отсутствия   изменений   в   негибкой
педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением  личности
ребенка.
         Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют
психологическое функционирование личности. Например, появление  рефлексии  у
подростка  совершенно  перестраивает  его  психическую   деятельность.   Это
новообразование  является  третьим  уровнем   самоорганизации:   "Наряду   с
первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность)  и
вторичными  условиями  ее  образования  (окружающая   среда,   приобретенные
признаки) здесь (в пору полового  созревания)  выступают  третичные  условия
(рефлексия,   самооформление)".   Третичные   функции   составляют    основу
самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой  перенесенные  в
личные психологические отношения, некогда бывшие отношениями  между  людьми.
Однако связь между социально-культурной средой  и  самосознанием  сложнее  и
состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания,  но  и  в
обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.