Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и
др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема
культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.
Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский
совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как
"источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует
как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного
созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и
мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления,
которые человечество создало в процессе своего исторического развития,
являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления
и др.).
Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи
в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией,
систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые
принципиально отличают поведение человека от поведения животного.
Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями"
характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в
начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда
имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в
интрапсихическую.
Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что
человек (взрослый) с помощью определённого средства управляет поведением
ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной
функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя
данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его
объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе
(как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к
нему, и он – к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая
функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная
деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими
двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции
вовнутрь.
Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и
"сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и
произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних
преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс –
процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной
деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в Культурно
-исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных
видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс
обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних
индивидуальных, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его
сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная
догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка
позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то
обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность
является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние
психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную
природу – "человек и наедине с собой сохраняет функции общения". Согласно
Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая
клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм
человеческого сознания".
В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем
представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все
признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностным
ребенка и его культурным, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в
результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет
отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает
собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса
является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда
производно от развития личности в целом и обусловлено им".
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих
стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития
вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной
социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критичными
периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование
психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством
негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют
роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития
ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом
возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство
неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой
педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности
ребенка.
Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют
психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у
подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это
новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с
первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и
вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные
признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия
(рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу
самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в
личные психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми.
Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и
состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в
обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.
Высшие психические функции.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12006-12-15 07:15:34
Страница: 1