Анализом типичных образцов мышления человека в период ранней зрелости
занимался Клаус Ригель, который выделял понимание противоречий как важное
достижение когнитивного развития. Он называл это диалектическим мышлением
(8). К. Ригель считал, что если и есть пятая стадия когнитивного развития,
следующая за 4-й, заключительной стадией, описанной Пиаже, то это
диалектическая стадия, на которой человек обдумывает мысли, синтезирует или
интегрирует их.
Причём в качестве особо важного объекта диалектического мышления
Ригель выделял интеграцию идеального и реального. Так, практический,
обычный мир по его мнению, служит диалектической коррекцией искусственности
абстрактного мышления, это позволяет человеку адекватно воспринимать
окружающую его действительность и принимать адекватные решения. В этом, по
мнению Ригеля, и заключается сильная сторона мышления взрослого человека
(8).
Другой исследователь-теоретик, Гизела Лейбоуви-Виф, в качестве
критерия когнитивной зрелости взрослых считал обязательность и
ответственность. По её мнению, ход когнитивного развития должен включать
как развитие логики, описанное Пиаже, так и развитие саморегуляции на
переходе от детства к зрелости. Она согласна с тем, что логика может
достичь своей конечной стадии в подростковом возрасте, одновременно с
развитием формально-операционального мышления, однако подлинная когнитивная
зрелость, по её мнению, наступает значительно позже, когда взрослые люди
становятся действительно автономными и обретают способность справляться с
противоречиями и неопределённостями жизненного опыта. А это происходит лишь
тогда, когда человек приобретает навыки самостоятельного принятия решений
(8).
Таким образом, данная точка зрения подтверждает мнение о том, что
интеллектуальное развитие в период ранней зрелости проходит в тесном
единстве с формированием личности. Это связано с тем, что способность
самостоятельно принимать решения, о которой говорит Лейбоуви - Виф,
основывается на осознании своих обязанностей и понимании той
ответственности, которая возлагается на индивида принятым решением.
Следует отметить, что не все исследователи склонны рассматривать
особенности интеллектуального развития человека в период ранней взрослости
в качестве 5-й стадии когнитивного развития. Например, К. Уорнер считает,
что отличительным признаком взрослого мышления является гибкость, с которой
взрослые могут использовать все те когнитивные способности, которыми
обладают. Шайи полагает, что в детстве, отрочестве и юности в мышлении
человека складываются все сложные структуры, необходимые ему для понимания
и объяснения мира. Мощные инструменты мышления на уровне формальных
операций являются высшим достижением этого периода, который Шайи называет
периодом приобретения. Приобретённые в детстве и юности интеллектуальные
способности человек, по мнению Шайи использует в ранней взрослости для
того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот период был назван
периодом достижения (8).
Это очень важный период в когнитивном развитии взрослого человека,
когда он применяет в жизни свои способности думать, анализировать и
принимать решения, укладывающиеся в план его жизни. Люди, которые успешно
справляются с этим, приобретают определённую степень личной независимости и
переходят к следующей фазе когнитивной зрелости - периоду социальных
обязанностей.
Согласно Шайи, в среднем возрасте человек использует свои когнитивные
способности, чтобы решать проблемы других - в семье и на работе. У
некоторых эти обязанности могут стать довольно сложными, требующими
налаживания отношений в рабочем коллективе и предполагающими владение
человека разносторонними знаниями. Такие люди имеют возможность проявить
свои когнитивные способности, выполняя административные функции. В более
позднем возрасте, по мнению Шайи, характер решаемых проблем вновь меняется.
Главной задачей становится задача реинтегрирования субъективных следов
событий все предшествующей жизни, осмысление своей жизни как целого и
оценка пройденного пути (8).
Из всего вышесказанного следует, что для Шайи суть когнитивного
развития в период взрослости заключается не в расширении круга способностей
и не в изменении их структуры, а скорее, в гибком использовании интеллекта
в разные периоды жизни человека.
Выводы: 1. Развитие психофизиологических функций человека носит
неравномерный гетерохронный характер.
2. Развитие психофизиологических функций, определяющих особенности
сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается на начальной стадии
периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем
развитие сенсорно-перцептивной сферы стабилизируется и сохраняется до 40
летнего возраста.
3. Развитие высших психических процессов, или интеллектуальных
характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости.
4. Интеллектуальное развитие человека происходит в тесном
взаимодействии с формированием или трансформацией его личности.
5. С прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25
лет интеллектуальное развитие не прекращается.
6. Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет
индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии
самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и
добиваться высот мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние
многие факторы, в частности уровень одарённости человека, уровень его
образованности и род деятельности.