Жить ради детей - лучше жить!

Возрастная психология

Объявление

1.Форум для родителей и потенциальный родителей. Создаётся воронежским психологом Гришиным Владимиром Николаевичем. Русскоязычным родителям профессиональные знания в первую очередь. 2.Психологические консультации: достижение высоких результатов в спорте, карьере, творчестве.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Возрастная психология » Взрослость: старение и старость » Критерии когнитивной зрелости.


Критерии когнитивной зрелости.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Анализом типичных образцов мышления человека в период ранней  зрелости
занимался Клаус Ригель, который выделял понимание  противоречий  как  важное
достижение когнитивного развития. Он называл  это  диалектическим  мышлением
(8). К. Ригель считал, что если и есть пятая стадия  когнитивного  развития,
следующая  за  4-й,  заключительной  стадией,  описанной   Пиаже,   то   это
диалектическая стадия, на которой человек обдумывает мысли, синтезирует  или
интегрирует их.

     Причём в  качестве  особо  важного  объекта  диалектического  мышления
Ригель  выделял  интеграцию  идеального  и  реального.  Так,   практический,
обычный мир по его мнению, служит диалектической коррекцией  искусственности
абстрактного  мышления,  это  позволяет  человеку   адекватно   воспринимать
окружающую его действительность и принимать адекватные решения. В  этом,  по
мнению Ригеля, и заключается сильная  сторона  мышления  взрослого  человека
(8).

     Другой  исследователь-теоретик,  Гизела   Лейбоуви-Виф,   в   качестве
критерия   когнитивной   зрелости   взрослых   считал    обязательность    и
ответственность. По её мнению, ход  когнитивного  развития  должен  включать
как развитие логики,  описанное  Пиаже,  так  и  развитие  саморегуляции  на
переходе от детства к  зрелости.  Она  согласна  с  тем,  что  логика  может
достичь своей  конечной  стадии  в  подростковом  возрасте,  одновременно  с
развитием формально-операционального мышления, однако подлинная  когнитивная
зрелость, по её мнению, наступает значительно  позже,  когда  взрослые  люди
становятся действительно автономными и обретают  способность  справляться  с
противоречиями и неопределённостями жизненного опыта. А это происходит  лишь
тогда, когда человек приобретает навыки  самостоятельного  принятия  решений
(8).

     Таким образом, данная точка зрения  подтверждает  мнение  о  том,  что
интеллектуальное  развитие  в  период  ранней  зрелости  проходит  в  тесном
единстве с формированием  личности.  Это  связано  с  тем,  что  способность
самостоятельно  принимать  решения,  о  которой  говорит  Лейбоуви  -   Виф,
основывается   на   осознании   своих   обязанностей   и    понимании    той
ответственности, которая возлагается на индивида принятым решением.

     Следует отметить,  что  не  все  исследователи  склонны  рассматривать
особенности интеллектуального развития человека в период  ранней  взрослости
в качестве 5-й стадии когнитивного развития. Например,  К.  Уорнер  считает,
что отличительным признаком взрослого мышления является гибкость, с  которой
взрослые  могут  использовать  все  те  когнитивные  способности,   которыми
обладают. Шайи полагает, что в  детстве,  отрочестве  и  юности  в  мышлении
человека складываются все сложные структуры, необходимые ему  для  понимания
и  объяснения  мира.  Мощные  инструменты  мышления  на  уровне   формальных
операций являются высшим достижением этого периода,  который  Шайи  называет
периодом приобретения. Приобретённые в  детстве  и  юности  интеллектуальные
способности человек, по мнению  Шайи  использует  в  ранней  взрослости  для
того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот  период  был  назван
периодом достижения (8).

     Это очень важный период в  когнитивном  развитии  взрослого  человека,
когда  он  применяет  в  жизни  свои  способности  думать,  анализировать  и
принимать решения, укладывающиеся в план его жизни.  Люди,  которые  успешно
справляются с этим, приобретают определённую степень личной независимости  и
переходят  к  следующей  фазе  когнитивной  зрелости  -  периоду  социальных
обязанностей.

     Согласно Шайи, в среднем возрасте человек использует свои  когнитивные
способности, чтобы  решать  проблемы  других  -  в  семье  и  на  работе.  У
некоторых  эти  обязанности  могут  стать  довольно   сложными,   требующими
налаживания  отношений  в  рабочем  коллективе  и  предполагающими  владение
человека разносторонними знаниями. Такие  люди  имеют  возможность  проявить
свои когнитивные способности, выполняя  административные  функции.  В  более
позднем возрасте, по мнению Шайи, характер решаемых проблем вновь  меняется.
Главной  задачей  становится  задача  реинтегрирования  субъективных  следов
событий все предшествующей  жизни,  осмысление  своей  жизни  как  целого  и
оценка пройденного пути (8).

     Из всего  вышесказанного  следует,  что  для  Шайи  суть  когнитивного
развития в период взрослости заключается не в расширении круга  способностей
и не в изменении их структуры, а скорее, в гибком  использовании  интеллекта
в разные периоды жизни человека.

     Выводы:  1.  Развитие  психофизиологических  функций  человека   носит
неравномерный гетерохронный характер.

     2. Развитие  психофизиологических  функций,  определяющих  особенности
сенсорно-перцептивной  сферы  человека,  продолжается  на  начальной  стадии
периода ранней взрослости и достигает своего  оптимума  к  25  годам.  Затем
развитие сенсорно-перцептивной сферы стабилизируется  и  сохраняется  до  40
летнего возраста.
     3.  Развитие  высших  психических  процессов,   или   интеллектуальных
характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости.

     4.   Интеллектуальное   развитие   человека   происходит   в    тесном
взаимодействии с формированием или трансформацией его личности.
     5. С прекращением развития психофизиологических функций на  рубеже  25
лет интеллектуальное развитие не прекращается.
     6. Развитие когнитивной сферы человека в  значительной  степени  имеет
индивидуально  обусловленный  характер:   взрослый   человек   в   состоянии
самостоятельно  контролировать  ход  своего  интеллектуального  развития   и
добиваться высот мастерства и творчества. На этот процесс оказывают  влияние
многие факторы,  в  частности  уровень  одарённости  человека,  уровень  его
образованности и род деятельности.

0

2

С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.

- психологическая характеристика сферы когнитивной. Отражает степень категориальной расчлененности, дифференцированности сознания индивида, коя способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредующей его деятельность (-> категоризация). Определяется количеством оснований классификации, коими сознательно или неосознанно пользуется субъект при дифференциации объектов некоей содержательной области.

Сознание неоднородно и в различных содержательных областях может характеризоваться различной сложностью когнитивной. Как операциональный критерий сложности когнитивной может выступать размерность (количество независимых факторов) пространства семантического субъективного.

0


Вы здесь » Возрастная психология » Взрослость: старение и старость » Критерии когнитивной зрелости.