Правила  поведения  возникли  очень  давно,  на   заре   человеческого
общества. Как только люди стали жить вместе, появилась  потребность  мирного
сосуществования. Единственная цель ЭТИКЕТА - сделать нашу жизнь  максимально
приятной от общения  друг  с  другом,  обойти  всевозможные  острые  углы  и
нечаянные обиды, уберечь нас от случайных претензий и бед.
      Стремление вести себя прилично замечено ещё до появления письменности.
В "Одиссее"  Гомера,  в  египетских  и  римских  рукописях  уже  упоминаются
правила хорошего тона. Отношения полов, высших и низших,  средства  общения,
приём чужаков были строго регламентированы.  Нарушить  эти  правила  значило
исключит себя из своей социальной группы.
      История этикета  тесно  связана  с  историей  человеческого  общества.
Первый  письменный  договор  был  заключён  в  1278  году  до  н.  э.  между
египетским фараоном Рамзесом Вторым и  хеттским  царём  Хаттушилем  Третьим.
Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в  Египте
не врага, а союзника, поэтому он  заключает  мир  ,  условия  которого  были
выгравированы  на  серебряной   пластинке,   которая   и   является   первым
проявлением дипломатического этикета. И неслучайно , что  первые  проявления
регламентированных отношений  появлялись  в  "горячих  точках"  человеческих
взаимоотношений. Первенец этикета - Дипломатический этикет.  Древние  греки,
придавая   большое   значение   межгосударственным    отношениям,    развили
дипломатический этике, насытив его огромным  количеством  сложных  ритуалов.
Затем возникает придворный этикет. Каждая правящая династия  создаёт  вокруг
себя сложный церемониал с большей или меньшей  степенью  торжественности.  И
только   потом   формируется   общегражданский   этикет,   который    сродни
придворному, но гораздо проще.
      В 1204  году  испанский  священник  Педро  Альфонсо  создал  книгу  по
правилам   поведения   для   священнослужителей   и   монахов    "Дисциплина
клерикалис",  и  на  её  основе   впоследствии   составлялись   пособия   по
гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах.
      Классическими  странами  этикета  считаются  Англия  и  Франция,  хотя
облагораживание нравов в Европе началось с Италии 14 века.  Взлёт  искусств,
характерный для эпохи Возрождения,  эстетическое  и  умственное  наслаждение
изменили быт и нравы людей. Утончённость, изящество, манеры,  моды,  этикет,
- всё это стало живо  интересовать  итальянцев.  Самого  высокого  развития,
блеска, роскоши и строгости этикет достиг при  Людовике  14,  поэтому  с  17
века Франция стала являться законодательницей вкуса, этикета и моды.
      В Россию европейский этикет проникает в начале 18 века.  До  этого  же
существовал  общепринятый   порядок   при   царском   дворе   и   вне   его,
сформулированный в 16  веке  в  кодексе  правил,  названном  "Домострой".  В
основе правил "Домостроя" лежало сословное  деление  общества  и  подчинение
низших высшим, младших  старшим.  В  семье  утверждалась  незыблемая  власть
главы дома над всеми домочадцами и слугами,  и  в  случае  их  неповиновения
главе дома предписывалось "сокрушать рёбра" тому, кто ослушался. В  обществе
была создана  строгая  иерархия  подчинённости:  боярину,  наместнику  царя,
царю. К концу 17 века домостроевский порядок стал мешать  развитию  культуры
и  общества,  и  Пётр  1,  расширяя  границы  общения   России   с   другими
государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России.  В  1717
году выходит книга  "Юности  честное  зерцало  или  показание  к  житейскому
обхождению, собранное от разных авторов". Правила поведения различных  стран
Европы,  но  преимущественно  Англии,  своеобразно  сочетались  с   русскими
национальными обычаями и условиями. И хотя Пётр 1 огнём  и  мечём  искоренял
патриархальные порядки, некоторые устои и традиции Домостроя  (как  правило,
в  купеческом  и  крестьянском  сословиях)   ещё   долго   соседствовали   с
европейскими правилами ( в  основном,  на  неофициальном,  семейном  уровне.
Вспомним для примера хрестоматийную Катерину из "Грозы" Н.  Островского).  В
наше время русский этикет ассоциируется,  скорее,  с  дворянским  сословием,
где многочисленные гувернёры и учителя прививали  должные  манеры  с  ранних
лет.
      Октябрьская революция хаотично перемешала социальные слои и перекроила
все сферы жизни, и этикету тоже здорово досталось. Было  искоренено  понятие
этикета  как  обязательной  категории.   Подчёркнуто   галантное   обращение
подавались с определённой  долей  иронии,  считалось  излишеством.  Конечно,
постепенно правила хорошего тона стали  возвращаться  как  неизбежная  часть
человеческого существования, но основы сильно пострадали.