Для  победы  в  споре  нужно   в   совершенстве   владеть   полемическим
мастерством, нужно много работать над собой, заниматься  самообразованием  в
самом широком смысле этого слова. Ведь полемист должен быть,  прежде  всего,
человеком эрудированным, компетентным. Он должен  отличаться  высокой  общей
культурой и разнообразными интересами. Нельзя забывать, что каждый  участник
дискуссии  и  полемики  несёт  ответственность  за  нравственную   атмосферу
обсуждения спорной проблемы, плодотворность её решения.
   Действенным  средством  формирования  и  совершенствования  полемических
навыков  и  умений  является  активное  участие  в   диспутах,   дискуссиях,
полемике, деловых играх, практикумах и семинарах.
   Эти  формы  обучения  имеют  интересную  и  богатую  событиями  историю.
Например, большое значение выступлениям студентов на диспутах придавалось  в
средневековых университетах. Диспуты должны были приучать школяров  защищать
приобретённые  ими  знания  от  всяких  нападений  и   убеждать   других   в
правильности того, что они сами стали считать истиной.
   Большое   значение   имеют   требования   грамматической   правильности,
предъявляемые к языку речи  полемиста.  Правила  произношения  речи  не  так
строги, как требования к литературной работе или к чтению  по  рукописи.  Но
большинство  слушателей,  даже   те   из   них,   которые   сами   допускают
грамматические погрешности, не упустят случая  отметить  наиболее  очевидные
ошибки в  языке  оппонента.  К  тому  же  вас  никогда  не  оставит  чувство
неуверенности, пока не будете твердо  знать,  что  ваша  речь  грамматически
правильна. Только полная уверенность в этом отношении даст  возможность  при
произнесении речи сосредоточиться не на словах, а на ее содержании.
   Уроки  грамматики  не  входят  в   искусство   спора,   однако   следует
порекомендовать,  чтобы   каждый   серьезно   занимающийся   полемист   имел
собственное стандартное руководство по грамматике, часто в  него  заглядывал
и,  не  теряя  времени,  учился  избегать   неправильностей   в   построении
предложений, применении идиом и т. д.
   Из-за отсутствия точности в языке полемиста, слушатель лишен возможности
составить  ясные  представления  об  его  идеях.  Особенно   если   полемист
осмотрителен, располагает  необходимыми  фактами  и  стремится  каждое  свое
утверждение донести до сознания оппонентов и слушателей.