В работе исследований Л.И.Божович, Л.С.Славиной, Т.В.Ендовицкой
доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием
школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При
развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают
самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется
независимость суждений, а также стремление к самостоятельному построению
задачи на моральную тему.
В своих исследованиях особенностей моральных суждений школьников
Н.Э.Фокина и ее помощники выделяют следующие изменения в содержании
моральных суждений учащихся старших классов и учащихся первых классов: «1.
Обогащение, усложнение воссоздаваемого детьми причинно-мотивационного
содержания ситуации поступка. Это выражается , например, в том, что многие
старшеклассники выдвигают одновременно по несколько возможных мотивов
поведения и отношения к поступку. Содержание их мотивов богаче. Их ответы
более развернуты . 2. Значительное увеличение числа детей, в суждениях
которых проявляется разносторонний подход к оцениваемому поступку. 3. У
старшеклассников исчезают ответы, где в основе моральной оценки лежит
отношение к правилу как таковому, без его опосредования нравственной
целью.4. Увеличивается количество суждений, в которых выполнение правила
связывается с поведением человека в целом, с его нравственными
качествами.5. Значительно увеличивается количество суждений, в которых
выдвигаются требования, специфические для каждого возраста. Эти моральные
требования отражают стремление и умение старших школьников учитывать
интересы другого человека».
Моральные суждения школьников в иследованиях психологов.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12006-12-17 04:40:38
Страница: 1