Жить ради детей - лучше жить!

Возрастная психология

Объявление

1.Форум для родителей и потенциальный родителей. Создаётся воронежским психологом Гришиным Владимиром Николаевичем. Русскоязычным родителям профессиональные знания в первую очередь. 2.Психологические консультации: достижение высоких результатов в спорте, карьере, творчестве.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Возрастная психология » Дошкольное детство » Значение игры для развития ребенка.


Значение игры для развития ребенка.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период
возникает и приобретает наиболее развитую форму  особый  вид  детской  игры,
который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-
ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на  себя  трудовые  или
социальные функции взрослых людей и в специально  создаваемых  ими  игровых,
воображаемых  условиях  воспроизводят  (или  моделируют)  жизнь  взрослых  и
отношения между ними.
    В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка.
    Соподчинение мотивов, о котором говорилось выше,  впервые  возникает  и
наиболее ярко проявляется в игре. Выполняя игровую роль,  ребенок  подчиняет
этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.
    Игровая  деятельность  влияет  на  формирование   произвольности   всех
психических процессов — от  элементарных  до  самых  сложных.  Так,  в  игре
начинают  развиваться  произвольное  поведение,  произвольное   внимание   и
память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются  и  больше  запоминают,
чем по прямому  заданию  взрослого.  Сознательная  цель  —  сосредоточиться,
запомнить что-то, сдержать импульсивное движение  —  раньше  и  легче  всего
выделяется ребенком в игре.
    Игра оказывает большое  влияние  на  умственное  развитие  дошкольника.
Действуя  с  предметами-заместителями,  ребенок   начинает   оперировать   в
мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится  опорой  для
мышления.  Постепенно  игровые  действия  сокращаются,  и  ребенок  начинает
действовать  во  внутреннем,   умственном   плане.   Таким   образом,   игра
способствует  тому,  что  ребенок  переходит  к   мышлению   в   образах   и
представлениях.  Кроме  того,  в  игре,  выполняя  различные  роли,  ребенок
становится на разные  точки  зрения  и  начинает  видеть  предмет  с  разных
сторон,  Это  способствует  развитию  важнейшей,  мыслительной   способности
человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
    Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.  Игровые
действия происходят в мнимой  ситуации;  реальные  предметы  используются  в
качестве других, воображаемых; ребенок  берет  на  себя  роли  отсутствующих
персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве  способствует
тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
    Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным  образом  в
процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают  учитывать  желания  и
действия  другого  ребенка,  отстаивать  свою  точку   зрения,   строить   и
реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное  влияние  на
развитие общения детей в этот период.
    В игре складываются другие виды  деятельности  ребенка,  которые  потом
приобретают самостоятельное значение. Так,  продуктивные  виды  деятельности
(рисование, конструирование)  первоначально  тесно  слиты  с  игрой.  Рисуя,
ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из  кубиков  вплетается  в
ход игры. Только к  старшему  дошкольному  возрасту  результат  продуктивной
деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры.
    Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит
воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник  начинает
учиться,  играя.  К  учению  он  относится  как  к   своеобразной   игре   с
определенными ролями  и  правилами.  Выполняя  эти  правила,  он  овладевает
элементарными учебными действиями.
    Огромное значение  игры  для  развития  всех  психических  процессов  и
личности  ребенка  в  целом  дает  основание   считать,   что   именно   эта
деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
    Однако эта детская деятельность вызывает массу вопросов у психологов. В
самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на  себя  роли  взрослых  и
начинают жить в каком-то воображаемом пространстве? При  этом  они,  конечно
же, остаются детьми и прекрасно понимают условность своего  “перевоплощения”
— они только играют во взрослых, но  эта  игра  приносит  им  ни  с  чем  не
сравнимое удовольствие, Определить сущность сюжетно-ролевой игры  не  так-то
просто. Эта деятельность содержит  в  себе  несовместимые  и  противоречивые
начала. Она является одновременно  свободной  и  жестко  регламентированной,
непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной,  эмоциональной
и рациональной.

0

2

Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры:
I уровень: центральным содержанием игры являются предметные действия. Роли не определяют действия, не называются детьми, а обозначаются после совершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.
II уровень. На передний план выдвигается соответствие игрового действию реальному. Роли называются детьми. Логика действия определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число и виды игровых действий.

0

3

III уровень. Основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Появляется специфическая ролевая речь.
IV уровень. Основным содержанием игры является выполнение действий, отражающих отношение к другим людям. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения. Действия развертываются в четкой последовательности, логичны, разнообразны.

0

4

Сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития. «Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития».
Д.Б. Эльконин выделил также четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка:
Развитие мотивационно -- потребностной сферы.
Преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка.
Развитие идеального плана.
Развитие произвольности действий.

0


Вы здесь » Возрастная психология » Дошкольное детство » Значение игры для развития ребенка.