Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период
возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры,
который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-
ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или
социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых,
воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и
отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка.
Соподчинение мотивов, о котором говорилось выше, впервые возникает и
наиболее ярко проявляется в игре. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет
этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех
психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре
начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и
память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают,
чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться,
запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего
выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для
мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает
действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра
способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и
представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок
становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных
сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности
человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые
действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в
качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих
персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует
тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в
процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и
действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и
реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на
развитие общения детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом
приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности
(рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя,
ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в
ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной
деятельности приобретает самостоятельное значение, независимое от игры.
Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Учение вводит
воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает
учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с
определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает
элементарными учебными действиями.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и
личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта
деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Однако эта детская деятельность вызывает массу вопросов у психологов. В
самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и
начинают жить в каком-то воображаемом пространстве? При этом они, конечно
же, остаются детьми и прекрасно понимают условность своего “перевоплощения”
— они только играют во взрослых, но эта игра приносит им ни с чем не
сравнимое удовольствие, Определить сущность сюжетно-ролевой игры не так-то
просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые
начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной,
непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной
и рациональной.
Значение игры для развития ребенка.
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться12006-12-17 04:44:49
Поделиться22006-12-28 05:38:02
Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры:
I уровень: центральным содержанием игры являются предметные действия. Роли не определяют действия, не называются детьми, а обозначаются после совершения игрового действия. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.
II уровень. На передний план выдвигается соответствие игрового действию реальному. Роли называются детьми. Логика действия определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется число и виды игровых действий.
Поделиться32006-12-28 05:39:27
III уровень. Основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Роли ясные и четкие, называются детьми до начала игры. Роль определяет логику и характер действий. Появляется специфическая ролевая речь.
IV уровень. Основным содержанием игры является выполнение действий, отражающих отношение к другим людям. На протяжении всей игры ребенок ясно проводит одну линию поведения. Действия развертываются в четкой последовательности, логичны, разнообразны.
Поделиться42006-12-28 05:40:59
Сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития. «Игра - источник развития и создает зону ближайшего развития».
Д.Б. Эльконин выделил также четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка:
Развитие мотивационно -- потребностной сферы.
Преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка.
Развитие идеального плана.
Развитие произвольности действий.