По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую
очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие
социального интереса, определяя его как врожденный потенциал, нацеленный на
кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей.
Подобный интерес развивается в детстве по мере накопления опыта. В
противоположность Фрейду, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в
формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на
бессознательном, а на сознательных факторах поведения. Если Фрейд полагал,
что поведение определяется преимущественно прошлым, то Адлер подчеркивал
значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая
некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое
нынешнее поведение. Например, человек, который живет в постоянном ожидании
вечного проклятья после смерти, неминуемо будет вести себя иначе, чем тот у
которого таких ожиданий нет.
Если Фрейд подразделял личность на несколько частей, то Адлер,
наоборот, всячески подчеркивал единство и согласованность личности. В
основе его концепции - представление о единой движущей силе, лежащей в
основе структуры личности и направляющей все ее ресурсы на достижение самой
главной цели, предающей смысл всему существу личности. Такой целью, по его
мнению, является стремление к превосходству и самоутверждению. Именно эта
цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению
реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к
превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно
обнаружить во всех аспектах проявления личности.
Адлер не принимал утверждение Фрейда о том, что только секс составляет
первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал
предположение, что подлинной движущей силой личности является
генерализованное чувство неполноценности (как это было в его собственной
жизни). Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным
недостаткам. Ребенок с наследственными органическими недостатками
попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной
функции. Ребенок – заика, при помощи речевой терапии может стать великим
оратором, ребенок – со слабыми конечностями, после интенсивных физических
упражнений становиться хорошим атлетом или танцором.
Индивидуальная психология человека А. Адлера.
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться12006-12-18 08:07:45
Поделиться22006-12-21 07:37:37
Индивидуальностьчеловека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-тоидентичен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков снекоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то непохож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируетсяиндивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилосьэто сочетание, нужно всегда помнить, что человек одновременно имеет что-тообщее с остальными и в то же время не похож на остальных. Каждый человекобладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия иповедение. Эти черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени.И именно благодаря этому можно зафиксировать и почувствовать индивидуальностьчеловека.
Конкретныйчеловек фиксируется окружением по его индивидуальности. Так какиндивидуальность человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают другдруга и сохраняют определенное отношение друг к другу. В то же время следуетотметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания иобразования происходит изменение индивидуальности человека, иногда даже оченьсущественное
Поделиться32007-01-12 04:52:53
Родившийся ребенок - индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.
Поделиться42007-01-12 04:54:02
Личность - это динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего социально-этического, особенного классового, национального и отдельно-индивидуального. В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой. Личность - это lдействительность индивида, как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения.
Поделиться52007-04-28 07:39:15
Еще в 1927 г. Л.С. Выготский в работе «Исторический смысл психологического кризиса», оценивая состояние психологии своего времени как кризисное, глубинную причину кризиса видел в оторванности психологической науки от практики. Это исследование предваряет эпиграф: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла...»; под камнем как раз и понималась практика. Необходимым условием выхода из кризиса, по мнению Л.С. Выготского, является изменение места практической психологии в науке: практика должна стать краеугольным камнем науки