Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности.
Особенности рксской религиозной философии.
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться12006-12-22 05:36:09
Поделиться22006-12-22 05:37:10
Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешания. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России.
Поделиться32006-12-22 05:38:34
Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни
Поделиться42006-12-22 05:40:03
Наряду с течениями в литературе возникли новые течения в философии. Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как:
-природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;
-гуманизм и его кризис;
-смысл человеческой истории;
-ряд важных социальных вопросов.
Поделиться52006-12-22 05:41:08
Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев. Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное устройство. Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик. Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции объективного идеализма. Начало всего сущего - абсолютное, т.е. бог. Бог воспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этот физический мир связан с богом через человека, который обладает и материальной и идеальной субстанциями.
Поделиться62006-12-22 05:43:19
Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой в бога - познание через веру.
В. Соловьев являлся автором теории вселенской теократии. Он считал, что в отношениях между собой люди должны забыть все распри и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен был положен в основу между отдельными государствами. Легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы претворить в жизнь христианский принцип «любви к ближнему» и окончательно исключить из общества классовые и национальные противоречия, православной, католической и протестантской церкви необходимо слиться воедино под эгидой Римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию.
Поделиться72007-12-26 00:01:40
Нужна жертва дерзновения, подвиг решимости оттолкнуться от всех
безопасных берегов. Нужна добродетель небезопасного положения, способность
бесстрашно стать над бездной. Третье творческое откровение в Духе не будет иметь
священного писания, не будет голосом свыше: оно совершается в человеке и человечестве,
это откровение антропологическое, раскрытие христологии человека.
Антропологического откровения Бог ждет от человека, и человек не может его ждать от
Бога. Третьего откровения нельзя ждать, его должен совершить сам человек, живущий в
Духе, совершить свободным творческим актом. В нем все трансцендентное становится
имманентным. Третье антропологическое откровение, в котором раскрывается творческая
тайна человека, есть последняя свобода человека. Человек совершенно свободен в
откровении своего творчества. В этой страшной свободе - все богоподобное достоинство
человека и жуткая его ответственность.
Н. Бердяев
СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА
(Опыт оправдания человека)