Гиперактивный ребенок
« : 26 Ноября 2006, 23:51:36 »
--------------------------------------------------------------------------------
Так что же это за ребенок? Какой же он на самом деле?
Такой ребенок, став на ножки, сразу начинает бегать. С тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Похож на гонщика, который мчит на ракетных скоростях, не управляя тормозами. Мчит год, другой и в эту гонку невольно вовлекает всех, всех, кто общается с ребенком.
С таким ребенком трудно. Он всех изматывает своей кипучей энергией. Даже кушать ему легче, когда стоит, а не сидит. Он весь как будто на шарнирах и от того все части тела все время ходят ходуном и извиваются в движениях.
Особо непослушны руки. Они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают... Порою кажется, что их у малыша не две, а больше.
У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба». Его ноги могут целый день носиться, догонять кого-то, вскакивать, скакать, иногда без передышки. Бег с препятствиями главное для них.
Даже голова у этого ребенка может выворачиваться спереди назад, чтоб увидеть все одновременно, осмотреть предмет со всех сторон. Но «рассматривая» все, малыш не видит сути. Взгляд скользит лишь по поверхности, не больше, удовлетворяя только любопытство. Любознательность не свойственна ему. Такой ребенок редко задает вопросы типа «почему», зачем». Ну а если даже задает, то тут же «забывает» выслушать ответ. Но, тем не менее, он может целый день исследовать: как лучше влезть на крышу, открыть чердак или захлопнуть люк. Взрослым надо быть всегда неподалеку от него.
Тело его все в царапинах и шрамах, а занозы невозможно перечесть. Тем не менее, он снова набивает те же «ШИШКИ», не пытаясь сделать вывод из того, что было.
Неусидчивость его бросается в глаза. Он рассеян, и внимание его не может задержаться, на чем надо больше мига. Оно так же «бегает», как ноги, <выключаясь> и «включаясь» неизвестно как. Его может отвлечь даже муха. Но, отвлекшись из-за мухи, он мгновенно забывает про нее, делая обычно все настолько машинально, что потом не верит, что все это сделал он.
У гиперактивного ребенка виноваты все, кроме него: разбитая тарелка — разве мог малыш предвидеть, что она возьмет и выскользнет из рук….. Словом, оправданиям его поступков нет конца. Он постоянно ищет оправдания и верит в них.
Такой ребенок импульсивнее своих ровесников. Он и сам не знает, что ему может взбрести в голову через миг. Настроение его колеблется. Он способен отвечать на самый маленький пустяк агрессией и не дать реакции по большому счету. А негативизм — это просто норма для него.
Он обычно самый Шумный среди шумных, заводила, в центре драки, там — где гам, где баловство, проказы, там, где просто можно пошалить. Если его за что-то наказали, он не будет жаловаться или унывать.
Эти качества притягивают к нему сверстников, но только баловней и шалунишек. У «воспитанных» детей с ним частые конфликты. С ними он несовместим, и в детских учреждениях ему прижиться невозможно.
Кроме этого, такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. У него самооценка на нуле или же немного выше, и, приклеивая сам себе ярлык комплекса неполноценности, он обычно с этим комплексом старается предстать перед другими. Они мешают ему в жизни, даже тогда, когда ему придется пойти в школу.
Весь взлохмаченный и вечно возбужденный, взмокший с головы до пят, с горящим взглядом. Весь в делах, весь в хлопотах, заботах, он за миг успеет сделать столько, сколько многим не удастся сделать и за день. Он все пачкает, все рвет, теряет. Он все время мельтешит перед глазами.
У родителей его обычно двойственные чувства — накипь раздражения и жалость оттого, что их малыш настолько нестандартен, что, быть может, это просто проявление болезни; накипь раздражения, что с ним невозможно быть все время рядом.
Он расслабляется только тогда, когда ложится спать. Время сна его единственное время, когда родители восстанавливают силы. Но малыш обычно днем не засыпает. Спит лишь ночью, но настолько беспокойно, что довольно часто утром голова его там, где должны быть ноги.
Что же делать с ним? Как укротить?
Надо запаситесь терпением, помогать малышу и ждать. Вы когда-нибудь видели, чтобы так себя вели взрослые? Нет. А ведь многие из них были в детстве такими.
КАК НАДО вести себя родителям с гиперактивным ребенком?
Узнать причину гипердинамичности ребенка. Проконсультироваться с нужным специалистом: болезнь это или нет. Нередко у гиперактивного ребенка в анамнезе есть родовая травма. Нередко гипердинамичность — это следствие ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Когда гиперактибность обусловлена болезнью, необходимого строго выполнять все предписания врача и правильно дозировать лекарственные средства.
Все то, что может вызвать в доме любознательность ребенка, последствием которой будет детский травматизм, родители должны убрать хотя бы с поля зрения проказника, лишив его Возможности соблазна.
Даже лекарственные средства, Выписанные специально для ребенка, не говоря уже обо всех других, хранящихся в квартире, должны быть, спрятаны в надежном месте и, если можно, заперты на ключ.
Нужны лекарства Вашему ребенку или нет — не главное в общении с ним, В адаптации к дальнейшей жизни. Важнее всего — это мера Воспитательных Воздействий, система и методика осуществления их Вами.
Любое разногласие в семье в Вопросах Воспитания ребенка усиливает отрицательные качества малыша.
Прежде всего, старайтесь по Возможности уменьшить расторможенность и отвлекаемость ребенка.
Продумайте режим дня малыша до мелочей. Старайтесь следовать режиму. Пусть Ваш ребенок четко знает, когда он должен встать, поесть, пойти гулять, играть с друзьями.
Друзей у Вашего ребенка должно быть мало: чем больше будет у него товарищей по играм, тем больше будет возбуждаться с ними и он, Желательно, чтобы друзьями не были гиперактивные ребята.
Игра для Вашего ребенка — Важнее разных медикаментов, Вернее, главное лекарственное средство.
Старайтесь приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, В которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и научиться подчиняться этой цели. Ребенок должен научиться планировать свою игру, чтобы планирование Важнейших дел потом смогло войти в привычку.
Необходимо постараться Вам неусидчивость ребенка перевести в целенаправленную игровую деятельность малыша со сверстниками и ровесниками дома, Во дворе.
Гиперактивного ребенка с ранних лет желательно занять каким-то Видом спорта, доступным его Возрасту и темпераменту.
Не путайте гиперактивность с темпераментом ребенка, особенно тогда, когда в семье малыш холерик,
Чтобы выработать у гперактивного ребенка хоть какую-то усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие, используя мозаику, лото и домино.
Обычно эти игры помогают также концентрировать Внимание, что очень Важно малышу, особенно тогда, когда он поступает в школу.
Гиперактибного ребенка можно отвлечь рисованием и чтением любимых сказок.
Желательно, чтобы малыш играл только с одной игрушкой. Не надо распалять его Внимание на остальные.
Малыш способен сделать только одно дело, посильное ему.
Не раздражайтесь, если Ваш ребенок все делает наоборот. Спокойно повторите ему снова свое задание. Еще раз и еще. Спокойно объясните, покажите, добейтесь, чтобы малыш справился с ним сам, пусть не сегодня, завтра... Вам надо только запастись терпением.
Запомните, что все старания гиперактивного ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем просили Вы, необходимо сразу поощрить.
Чтобы создать условия для концентрации Внимания гиперактивного ребенка во Время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза.
С таких позиций надо обставлять и комнату ребенка, продумав все до мелочей, Вплоть до окраски потолка и стен.
Просмотр телевизора необходимо минимально ограничить. Ни в коем случае малыш не должен видеть фильмы ужасов и криминальные истории с насилием.
Не надо приглашать к себе большое количество гостей. Не надо брать с собой ребенка в шумные компании.
Учите его сдерживать бурлящие эмоции и постарайтесь не выплескивать свои. Запомните, что Вам ребенок подражает.
Глубже прячьте свои раздражения и ярость.
О том, что Вы жалеете его, малыш не должен даже догадаться.
Пытайтесь погасить конфликты, В которые замешан Ваш ребенок, уже с момента первой искры.
Жонглируйте довольно осторожно своими "можно и нельзя>.
Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях
Не забывайте то, что наказание словесною, телесною агрессией обычно вызывает идентичную ответную реакцию у малыша. Гораздо эффективнее наказывать ребенка лишением Свободы действий и неподвижностью на многие часы.
Когда у Вас имеется хотя бы малейшая Возможность, повремените с оформлением ребенка в детский сад.
КАК НЕ НАДО вести себя родителям с гиперактивным ребенком
Рассматривать гиперактивность своего ребенка как шалость или баловство.
Пренебрегать советами Врача.
Неправильно дозировать лекарства. Давать их малышу, когда не назначают, и не давать, когда они необходимы.
Все разрешать ребенку, что бы ни хотел он сделать, или совсем не разрешать ничего.
Не убирать из поля зрения ребенка Вещи и предметы, таящие опасность травматизма, и оставлять в доступном месте, на Виду у всех, лекарства или Вещества, которыми ребенок может отравиться.
Воспитывать ребенка как придется, как вздумается каждому в семье.
Не корригировать расстройства концентрации Внимания, не реагировать на расторможенность и отвлекаемость ребенка, своими методами Воспитания усиливать все эти нежелательные свойства.
Не приучать ребенка к распорядку дня, к планированию и постановке цели его деятельности, не вмешиваться в эту деятельность.
Не обращать Внимания на игры малыша и поощрять его проказы.
Не подбирать ему друзей.
Оберегать от спорта.
Специально перевозбуждать игрушками и телепередачами.
Не вырабатывать усидчивость.
Давать задания, которые он не сумеет сделать, и постоянно в связи с этим раздражаться.
Выплескивать свои эмоции наружу по поводу или без повода, давая Волю наказаниям, вплоть до побоев.