Евроазиатский треугольник.
Если принимаем западный “Христианский мир” - за суперэтнический эталон №1, то равноценными ему будут: 2) Левант, или “мир Ислама” ценность отнюдь не религиозная, а этнокультурная …
… … …
8) Восточно-европейская суперэтническая ценность – Русская земля.
( Л.Н.Гумилёв "Этногенез и биосфера Земли".)
Гумилев в своих работах уделяет много внимания России или Русской земле. Это естественно и понятно ведь он родился не в Китае, и не в Америке, а именно в России.
Классификация Гумилёва несовершенна и требует более тщательного и детального анализа. Остается открытым вопрос - что же такое суперэтнос, и какие этнические объединения считать суперэтносами.
Но сейчас речь не об этом.
Когда я думал о роли России в мировой истории, то под влиянием работ Гумилева, всегда считал этническое объединение Россия – суперэтносом. Но чем больше я работал над книгой “Беспокойная молодость”, в которой рассматривал этническую историю суперэтноса “Месопотамия”, существовавшего с 18 по 6 век до н.э., тем больше, у меня возникало сомнений в правомерности приведенного выше утверждения.
Россию нельзя считать самостоятельным суперэтносом. Этническое объединение Россия входит в суперэтнос “Христианский мир” и является неотъемлемой его частью.
Правящая элита в России была неизменно связана с прочим христианским миром, более того у наших правителей из династии Романовых было больше немецкой крови, нежели славянской. Что касается отличия православия от католицизма, то даже верующий человек не сразу назовет этих отличия, так как они не принципиальны и касаются не церковных догматов, а деталей богослужения и устройства церковного аппарата.
По большому счету противоречий между православием и католицизмом не больше, чем у воюющих сторон в известном произведении “Гулливер в стране лилипутов”; когда одна из воюющих сторон считала, что нужно разбивать яйца с тупой стороны. Противники же разбивали яйца с острой стороны и отстаивали свои права на это, применяя силу оружия.
Мексика с большим правом, чем Россия может себя считать суперэтносом. Однако Гумилёв относит Мексику и прочие страны Америки к суперэтнической общности “Христианский мир”.
Отличие России от других государств, входящих в суперэтническое сообщество “Христианский мир” в том, что она на окраине суперэтнического сообщества, и находится под сильным воздействием пограничных суперэтносов. По аналогии с “Христианским миром” назовем эти этнические сообщества “Мусульманский мир” и “Буддийский мир”.
В районах контактов суперэтносов появляются только этнические руины. Образно говоря, если два массивных тела при соприкосновении создают трение, то вокруг сыплется труха, которую невозможно вернуть в прежнее физическое состояние.
( Л.Н.Гумилёв “Этногенез и биосфера Земли”.)
Гумилев очень мало уделял внимания процессам, которые происходят на окраинах суперэтнического сообщества, в местах, где происходят вольные и невольные контакты между суперэтносами.
Жизнь окраин весьма отличается от жизни в центре. Это происходит, прежде всего, потому, что суперэтносы соседи оказывают влияние на жизнь окраин.
Кроме этого, что тоже важно, изменения в политической и общественной жизни в центре не сразу оказываю влияние на жизнь окраин.
Например: в Париже мода носить короткие юбки уже прошла, а в России только начинают носить модные вещи.
Это происходит из-за инерционности любых процессов и, в частности, процесса эволюции суперэтноса.
Из-за инерционности происходящих процессов: в центре уже начинается разрушительные процессы, которые неизбежно приводят к разрушению системы, а на окраинах продолжают свято верить в изжившие себя идеалы.
Окраины любого государства, любого этнического объединения всегда жили и живут отличной от центра жизнью.
Когда суперэтническая сообщность в своей этнической истории переходит во вторую половину своего существования, правящая элита, утвердившись во власти, начинает уделять много внимания консервации существующих порядков и вырабатывает механизм противодействия любым попыткам изменить существующий строй. Другими словами Суперэтническая система противодействует попыткам ознакомления её граждан с новой, чуждой существующему строю, идеологией.
Это происходит из-за боязни коренной реорганизации существующей системы и, вследствие этого, неизбежной потерей власти и привилегий правящей элитой.
Создаются в государствах структуры, которые занимаются пропагандой суперэтнических ценностей, и репрессивный аппарат, который призван следить за инакомыслящими и противодействовать распространению их учения.
Подвластные правящей элите средства массовой информации внушают гражданам, что они живут в самой передовой стране с единственно верными и самыми справедливыми законами. Порядки, существующие в системе, объявляются единственно правильными. Существующий строй - самым прогрессивным. Именно с этого момента и начинается разрушение суперэтнической сообщности.
Казалось бы, обществу, достигшему вершины своего могущества, ничто не может угрожать, но, тем не менее, это общество уже обреченного на уничтожение, так как система может или развиваться или разрушаться. Ничего неизменно не может быть в этом мире - такова диалектика развития, и любые попытки законсервировать общественные, отношения обречены на провал. Так устроен мир, в котором мы живем.
Что же происходит на окраинах.
Правящая элита концентрирует свое внимание на события, которые происходят в центре системы и не уделяет должного внимания окраинам, считая, что окраины, не могут оказать серьезного влияние на жизнь центра. Пренебрежительное отношение к окраинам приводит к тому, что бюрократическая система, призванная консервировать существующие порядки, дает сбои. Как справедливо отмечает Гумилев, на окраинах создаются условия для образования нового суперэтноса.
Окраины восприимчивы к новым идеям по преобразованию общества.
Этносы всегда возникают из контактов…
( Л.Н.Гумилёв “Этногенез и биосфера Земли”.)
Гумилев в своих работах много внимания уделяет образованию этносов, но очень мало уделяет внимания суперэтнническим образованием. Этносы же только тогда оказывают существенное влияние на ход мировой истории, если их этнические ценности становятся базовыми при формировании суперэтнических ценностей.
Активные этносы, принявшие новые этнические ценности, привлекательные не только для членов этноса, но и для соседей, являются катализаторами процессов при образовании нового суперэтноса.
Яркая иллюстрация сказанному – это распространение ислама. Сначала новую религию (новые этнические ценности) приняли арабы, а затем практически молниеносно большинство стран Ближнего Востока и северной Африки. Так этническая ценность арабов стала суперэтнической ценностью.
Мудрецы выдвигают идеи о преобразования общества в момент, когда суперэтносы, в которых проживали эти мудрецы, находилась в середине своего этнического развития. В это время уже начинает действовать режим самосохранения суперэтноса. Любые идеи способные как - то изменить уже сформировавшиеся порядки, преследуются идеологическими службами - государственная машина искореняет опасное инакомыслие.
Идеи о новом справедливом обществе – основа формирующихся новых этнических ценностей.
Таким образом, новые оригинальные идеи мироустройства могут найти благоприятную почву для прорастания только на окраинах - в местах, где ослаблено влияние идеологической службы суперэтноса, то есть на стыке с другими суперэтносами.
Рациональные зерна способные изменить мир нужно искать в “шелухе”, которая возникает при контакте двух суперэтносов. (Читайте приведенное выше образное сравнение Гумилева.)
Проиллюстрируем конкретными примерами вышесказанное.
Центр образования нового суперэтноса “Древний Рим” находился на Апенинском полуострове; на окраине суперэтнического пространства “Древняя Греция”. В момент начала этнической истории суперэтноса “Древний Рим” греческие колонии густо покрывали юг Апенинского полуострова. На севере полуострова в это время существовал окраинный этнос этруски, входящий в суперэтническое пространство “Древняя Греция”, и ореол его влияния охватывал территорию Рима.
Центр образования суперэтноса “Персы” возник так же на границах суперэтнического пространства “Месопотамия”; в районе занимаемом окраинным этносом Элам, в ореоле его влияния.
Центр образования суперэтноса “Византия” возник в Галилее, находившейся в ореоле влияния Иудеи; окраинного этноса Римской империи.
Центр образования суперэтноса “Мусульмане” возник в Медине на Аравийском полуострове, в районе, находящемся на окраине Новоперсидского этнического объединения.
Центр образования последнего китайского этнического объединения находился в ореоле его суперэтнического пространства, на его окраине - это монголы, которые в 13 веке дали начало современному китайскому этническому образованию, входящему в суперэтнос “Буддийский мир”.
Примеров достаточно, пора поговорить о Евразии, которая входит в ореол влияния и является окраиной суперэтнического сообщества “Христианский мир”.
Подводя итоги вышесказанному, я должен сказать главное: в регионе Евразия, начиная с девятнадцатого века, идет процесс образованию нового суперэтноса.
Безусловно, я не рассчитываю, что без доказательств читатели согласятся с моим утверждением, и поэтому я постараюсь привести доводы и аргументы в пользу вышесказанного.
В очередной переломный период эволюции человечества, который произошел на рубеже 18 – 19 веков, в мире появились пророки, которые высказывали идеи о новых более совершенных общественных формациях, говорили о моральных аспектах будущего более совершенного общества. Это были преимущественно французские и немецкие мыслители. Социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье, Оуэн… Великие философы Дидро, Кант, Гегель, Фейербах…
Эти философы высказывали идеи построения совершенного общества, основанного на господстве разумного начала при управлении новой общественной формацией.
Они утверждали, что изобретенное “свободное общество” становится все более развращенным, и этому утверждению уже скоро будет двести лет.
Великий учитель - идеалист Иисус из Назарета призывал - возлюбить ближнего своего. Социалисты-утописты призывали так же уважать человека, как личность. Но они не ограничивались призывами: создать общество с более справедливыми и более гуманными отношениями. Они предполагали строить общество будущего с учетом современных достижений в области познания природы. Они предполагали, что члены этого общества будут заниматься изучением окружающего мира, созидательным трудом и будут жить в гармонии с окружающим их природой.
Проповеди Иисуса Христа не могли привести к построению нового общества.
Это было благие намерения великого философа; так как не указывали пути построения нового общества. Задачи по построению нового общества легли на плечи его последователей, которые смогли только через 300 лет реализовать задуманное, естественно в весьма искаженном, то есть доработанном последователями виде.
Не указали пути построения нового общества и социалисты утописты.