Революция в образовании Японии: от униформизма к индивидуальности.
Программы и учебники
Для достижения этих целей Совет предложил заменить в старших средних школах курс "Обществоведения" курсами "Географии и истории" и "Основами гражданского права", также было предложено сделать курс "Всемирной истории" обязательным предметом, а не предметом по выбору, каким он является в настоящее время. В ответ на "безотлагательные специальные предложения по реформе образования" Первого доклада Комитета, Совет по программам составил в общих чертах планы "зачетной системы" для "6-летних средних школ" (примерное название) и старших средних школ. *.
Для вечерних и сменных старших средних школ предложена более гибкая и вариативная система, включая перевод зачетов, сдачу зачетов за каждый семестр и завершение обучения за три года (в настоящее время минимальный срок обучения в сменных старших средних школах - четыре года); все эти преобразования будут внедрены одновременно и в заочных школах. Эти меры стали необходимы потому, что число учащихся сменных школ уменьшается, в то время как число студентов дневных старших средних школ растет, таким образом возраст, карьера и условия работы учащихся сменных школ меняются соответственно стремительным изменениям общественного и экономического развития.
Совет внес также и другие предложения, как то:
(1) включить материал по моральному воспитанию в учебники японского языка и общественных дисциплин в школах обязательного образования;
(2) обеспечить выявление уровня подготовки все возрастающего числа учащихся, возвращающихся в Японию после нескольких лет обучения в других странах;
(3) обеспечить использование компьютеров в классном обучении;
(4) усовершенствовать систему оценки знаний с тем, чтобы она не была слишком зависима от факторов познания;
(5) усовершенствовать систему поступления в вузы;
(6) улучшить систему подготовки и повышения квалификации учителей, принимать на работу в школы некоторых специалистов неучительской профессии, усилить программу усовершенствования учителей, впервые принятых на работу, и наконец:
(7) укреплять взаимные связи между семьей, обществом и школой.
С этой целью необходимо увеличить число совместных спортивных и культурных мероприятий, а также мероприятий общественной жизни.
d. Внедрение программы обучения
Почти во всех начальных и младших средних школах программы обучения составлены в соответствии с действующим Курсом, так что с точки зрения содержания образования различия в них минимальны. Однако число учащихся в одном классе широко варьируется в зависимости от места расположения школы. Среднее по стране количество учеников в классах начальной и младшей средней школы - 31,5 и 38,1 человек соответственно. Максимальное количество учащихся в государственных школах обязательного уровня обучения составляет 45 человек. В 1987 г. в начальных школах количество классов с числом учащихся 41-45 человек составляло 13% от общего числа (то есть 44.004 класса при общем количестве 330.324 класса), тогда как классы с числом учащихся 7 человек и менее составили 6% (19.998).
Государственные начальные школы в отдаленных районах рассматриваются местными органами управления как обьекты особого внимания, они составляют 19% (4.720) от общего числа. Многие такие школы комплектуются разновозрастными составными классами из-за малого количества учащихся.
Несмотря на большие колебания по числу учащихся в классах и другие особенности, вызванные местонахождением школы, результаты проверок уровня знаний учащихся показывают незначительную разницу. С другой стороны, во внеучебной деятельности, такой, как школьные мероприятия, наблюдается большее разнообразие, зависящее от самой школы и ее общественного окружения.
Министерство просвещения определяет ежегодное обязательное количество учебных часов для каждого класса. В настоящее время оно составляет для 1, 2 и 3-х классов соответственно 850, 910 и 980 часов ежегодно. Для 4-6-х классов - 1015 часов. В младшей средней школе количество обязательных учебных часов для всех годов обучения составляет 1050. Для того чтобы выполнить эти требования, во всех государственных школах установлено общее количество учебных дней в году - минимально 210, то есть более 35 недель. Во многих школах учебный год длится 220 дней и более. Ожидается, что после пересмотра учебных программ продолжительность учебного года будет равняться 39 неделям и более.
В большинстве школ в старших классах проводится ежедневно по 6 уроков с понедельника по пятницу и 2-4 урока в субботу. Хотя число учебных дней одинаково для всех, в младших классах уроков меньше. Например, обычная начальная школа в Токио проводит по пять уроков для первоклассников с понедельника по пятницу.
Все государственные начальные школы предоставляют учащимся горячие завтраки. Однако в младших средних школах это необязательно и зависит от предписаний местных органов управления. Государственные младшие средние школы в Токио готовят детям завтраки, однако в некоторых школах в других районах учащиеся приносят завтраки с собой.
Традиционно школьники убирают классы сами каждый день. Некоторые школы устанавливают время уборки после завтрака, а другие - после окончания занятий. Обычно класс делится на несколько групп с поочередным заданием убрать свою классную комнату и другие помещения в школе. В конце семестра все дети работают вместе на генеральной уборке своей школы.
В дополнение к обязательным занятиям, школьники должны принимать участие в различных общественных мероприятиях - таких, как походы, дни спорта, музыкальные и театральные представления, зимние спортивные состязания и летние лагеря.
Почти все родители участвуют в работе Родительско-учительской ассоциации (РТА), и школы приглашают родителей несколько раз в год посмотреть на своих ребят во время уроков. Иногда школы переносят занятия на воскресенье, чтобы и работающие отцы могли понаблюдать своих детей в классе.
Табл. 12, 13, 14 и 15 показывают количество учебных часов в неделю в начальной и младшей средней школе в прошлом по сравнению с существующими и будущими программами.
В старшей средней школе количество обязательных предметов на первом году обучения (10-й класс) осталось почти неизменным, однако программы второго и третьего года включают больше предметов по выбору, и учебные планы разных школ отличаются один от другого. Даже в старших средних школах общеобразовательного профиля программы сильно различаются между собой. В качестве примера ниже приведены три варианта различных программ общеобразовательных школ.
Пример 1. Программа государственной старшей средней школы
Число обучающихся: 1.680 (мальчиков и девочек) в 12 классах. Из всех классов 90% выпускников продолжают обучение в университетах, младших колледжах и профессиональных училищах, 10% - поступают непосредственно на работу. В 10-м классе все учащиеся изучают обязательные общеобразовательные предметы. В 11-м классе школьники должны выбрать один из следующих курсов: История японской литературы, Всемирная история, Физика, Спорт, Английский язык II-В, который они будут изучать наряду с другими обязательными предметами. В 12-м классе каждый учащийся должен выбрать для себя один из профилей обучения: Академический курс, Естественнонаучный курс или Курс физической подготовки. Однако только небольшое число старших средних школ предоставляют Курс физической подготовки. Тем не менее некоторые учащиеся этой школы продемонстрировали выдающиеся достижения на национальных и международных спортивных состязаниях.
Помимо обязательных занятий, необходимо также участие в различных школьных мероприятиях, в работе клубов и внеучебной деятельности.
Пример 2. Программа одной из государственных старших средних школ в Токийском округе
Число учащихся: 1.149 (мальчиков и девочек). Примерно 60% выпускников стремятся поступить в младшие колледжи и университеты, 25% собираются в профессиональные училища. Однако лишь менее половины из них оказываются способными сдать вступительные экзамены. Поэтому эта школа не является такой же ориентированной на колледж, как государственная общеобразовательная старшая средняя школа.
Одной из характерных черт ее программы является сильная ориентация на домашние занятия в 11-м и 12-м классах. Предполагается, что таким образом ученики осознают значение сотрудничества, обьединяясь в группы для учебы. Другой особенностью этой школы является уделение большого внимания индивидуальному подходу к ученикам. Им предоставляются дополнительные занятия по сложным предметам после уроков и во время летних каникул.
Помимо принадлежности к классу, каждый учащийся состоит по крайней мере в одном из клубов, которые существуют в школе. Занятия в клубах происходят рано по утрам и во время летних и зимних каникул.
Пример 3. Программа государственной старшей средней школы в рамках программы международного взаимопонимания
Число учащихся: 1.651 (юношей и девушек) в 12 классах. Один преподаватель английского - носитель языка, работающий здесь по договору с Министерством просвещения (Момбус).
Углубление международного взаимопонимания стало одной из важнейших задач образования, хотя до настоящего времени весьма ограниченное количество школ работает по такой программе. Задачами этих школ являются следующие:
(1) В качестве учебного заведения, дающего образование молодежи, которая будет строить жизнь в ХХI веке, школа работает над углублением международного взаимопонимания посредством воспитания у своих учащихся интернационального сознания и путем обучения их мыслить и действовать в соответствии с этим сознанием.
(2) Передавая учащимся знания об огромном разнообразии ценностей и культур международного сообщества, школа старается также углубить знания учащихся по японскому языку и культуре и повысить их общие учебные способности с тем, чтобы они были в состоянии представлять японскую индустрию и культуру в мире.
(3) С целью подготовки граждан, которые могли бы вступить в международное сообщество и активно работать в деле разрешения разногласий и сохранения мира, школа прививает своим учащимся широкий взгляд на международные события. Путем формирования интернационального сознания школа воспитывает у учащихся способность строить международные отношения на основе взаимного понимания. Для достижения этих целей все учителя стремятся привить ученикам понимание богатства мировой культуры с тем, чтобы вызвать интерес к ней. Кроме английского, эта школа предоставляет ученикам в качестве второго иностранного языка курс немецкого, французского или китайского языков. (Почти все государственные японские школы преподают только английский язык).
e. Дополнительные программы для школьников
Большинство японских учителей чувствуют себя несчастными, если им не удается хотя бы на одну страницу превзойти материал обязательного учебника. Японские учебники тонкие и легкие, поэтому дети носят в школу их все каждый день. Обычно детям не разрешается оставлять свои учебники в классных комнатах.
Несмотря на то, японские учебники составлены таким образом, чтобы покрыть весь необходимый материал, допускается также использование дополнительных материалов, включающих проблемные книги, справочники, пособия для одаренных детей и для заочных курсов.
В дополнение к этому обилию учебных материалов в Японии существует много "дзюку", то есть частных учебных заведений, основанных на коммерческой основе. Эти учреждения могут быть классифицированы по трем типам: неакадемические, академические (в рамках школьной программы, дополняющие школьную программу и далеко превосходящие школьную программу), и подготовительные (к вступительным экзаменам).
Многие учащиеся младших средних школ поступают в неакадемические частные учреждения, чтобы после уроков или в воскресенье заниматься каллиграфией, искусством, музыкой, спортом и так далее, в то время как учащиеся старших классов предпочитают заниматься в академических или подготовительных "дзюку". Обследование 1985 г. показало, что 16,5% учеников начальных школ и 44,5% учащихся младших средних школ посещают академические "дзюку". В неакадемических учебных учреждениях занимаются 70,7% учеников начальных и 27,4% младших средних школ. Небольшое число (1%) учеников начальных школ имеют индивидуальных наставников по академическим предметам, но в младшей средней школе эта цифра поднимается до 5,4%.
Хотя "дзюку" процветают, поскольку все больше и больше родителей стремятся определить своих детей в хорошие высшие учебные заведения, результаты исследований не показывают каких-либо реальных успехов от их посещения. Некоторые исследователи относятся к "дзюку" весьма критически, тогда как другие высоко оценивают эффект обучения в них.
f. Появление новых открытых начальных школ
Японскую систему образования критикуют за ее чрезмерный униформизм и закрытость, поскольку прежде государственной задачей образования считалось в основном способствование достижению уровня промышленного развития стран Европы и Северной Америки. Теперь во многих предложениях по реформе образования высказываются идеи, что японской школе необходимы кардинальные изменения, чтобы развивать в детях творческие и мыслительные начала, также способность к самовыражению. Только при помощи всесторонне развитых граждан Япония будет в состоянии справиться с социальными и культурными переменами, обусловленными ее вхождением в мировое сообщество. Чтобы достичь этого, некоторые школы сейчас стараются изменить традиционные методы обучения, рассчитанные на репродуктивное восприятие, с целью изменить, с целью раскрепостить учебу в классе и придать индивидуализированный характер содержанию обучения.
В японском образовании слишком часто применяется тестирование. Но из-за негибкости этого метода обучения дети вынуждены зазубривать материал. Хотя, как показывают результаты обследования, проведенного Международной ассоциацией оценки достижений образования (IEA), интеллектуальный уровень японских детей по естествознанию и математике высок, критики отмечают, что подготовлено слишком много людей со стереотипным мышлением и отсутствием выраженной индивидуальности.
В японской культуре группы чаще играют более значительную роль, нежели индивидуальность; даже предприятия и компании часто сравниваются с семьями. Такая тенденция японской культуры оказывает воздействие и на методы обучения в школе. Самая сложная часть реформирования японского образования как раз и состоит в приспособлении к этому групповому менталитету японского общества.
Японский профсоюз учителей (НИКЕСО) критикует Министерство просвещения за чрезмерный консерватизм. Он настаивает на том, что методы обучения и преподавания не могут быть улучшены до тех пор, пока Министерство не изменит своей образовательной политики. НИКЕСО обьединяет примерно 600 тыс.членов, поэтому если бы входящие в его состав учителя действительно постарались изменить практику обучения, японская система образования могла бы измениться. Однако даже этот союз не может избежать эффекта групповой психологии.
Другая трудность в проведении реформы японского образования состоит в том, что школьная система в стране высоко оценивается зарубежными обозревателями, и подобное одобрение поощряет консерваторов придерживаться традиционной системы. Например, многие американские обозреватели отметили, что японская система образования готовит выпускников, которые являются наиболее знающими людьми в мире. С другой стороны, многие японцы считают, что они могут улучшить свое образование, больше используя американский индивидуальный стиль.
В этих условиях около 10 лет назад в государственной начальной школе города Огава префектуры Аити зародилось новое движение за реформу образования.
Эта школа была создана по подобию американских "открытых" школ. Только несколько стен разделяли классы, было разработано новое расположение парт и стульев, и большая часть пола была устлана коврами. В школе имелись читальные уголки, заполненные книгами, и отдельные места для занятий математикой, естествознанием, искусством и музыкой. Помещение достаточно большое, чтобы сделать возможным обучение по командам. Обычно по три класса занимались одновременно в одном помещении, работая то вместе, то раздельно.
Дети этой школы с энтузиазмом принимают участие в учебном процессе. Ни один учитель не отмечает случаев прогулов или хулиганских выходок. Более того, учителя этой школы поняли после отказа от традиционных методов, насколько мешают эти методы формированию творческих способностей учащихся.
Стимулированная примером "открытой" школы и другими схожими примерами, идея открытого обучения постепенно распространяется в Японии. Уменьшение числа школьников из-за сокращения рождаемости сделало возможным использование незанятых классных комнат для открытого обучения, и понемногу учителя начали работать над совершенствованием новых методов.
Хотя некоторые учителя теперь вводят открытое обучение, японская педагогическая практика продолжает очень сильно отличатся от педагогической практики Соединенных Штатов. Даже в упомянутой школе в Огава, например, некоторые традиционные методы все еще применяются с целью гарантии изучения основ. Но одновременно учителя стараются наилучшим образом идти навстречу ученическим потребностям и учитывать индивидуальные их особенности. Население города горячо поддерживает учителей, поскольку люди поняли, что учителя начальной школы Огава страстно желают бросить вызов старой системе и стремятся улучшить японские методы обучения.
В последнее время все больше и больше начальных и младших средних школ начали использовать опыт школы Огава, и многие полагают, что этот метод достоин применения.
В течение одного 1986 г. было создано 282 открытые начальные и 181 младшая средняя школа. Их число увеличилось по сравнению с построенными в предыдущем году, когда оно составляло 260 начальных и 178 младших средних школ.
Примечание:
1. Учебный год в 34 недели для 1-го класса; 35 недель - для 2-6-го классов. Каждый учебный час - 45 мин., перемена между ними - 10 мин.
2. В частных начальных школах часть или все часы этического воспитания могут быть заменены религиозным образованием.
3. "Специальная деятельность" включает внеклассную деятельность (т.е. церемонии, мероприятия, относящиеся к учебе, и спортивные мероприятия) и "руководство учениками" (включая школьный завтрак и уборку).
4. "Жизненный опыт" - вновь созданный предмет для первых двух классов вместо "обществоведение + естествознание". Этот новый предмет создан для развития у детей основных способностей и отношения к жизни и учебе через непосредственное изучение опыта с использованием современных учебных средств.