Жить ради детей - лучше жить!

Возрастная психология

Объявление

1.Форум для родителей и потенциальный родителей. Создаётся воронежским психологом Гришиным Владимиром Николаевичем. Русскоязычным родителям профессиональные знания в первую очередь. 2.Психологические консультации: достижение высоких результатов в спорте, карьере, творчестве.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Возрастная психология » Младенчество » 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одно


7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одно

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
Самые главные приобретения — ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом'ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъекта действия. В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятных только близким (но понятных!), представляет новый прогрессивный способ общения со взрослым.

По мнению Л. И. Божович, к числу важнейших новообразований младенчества относится появление так  называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности. Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребенка в субъект действия.

Увеличение двигательных возможностей (сначала ползание, затем ходьба) приводит к возрастанию доступности многих вещей, часто небезопасных для ребенка. Со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации некоторых своих устремлений, ребенок начинает понимать, что его желания не всегда совпадают с желаниями и чувствами другого человека. Из спокойного и уступчивого ребенок превращается в невероятно активного, своевольного, пытающегося добиться выполнения своего желания.

Поведенческим симптомом наступления кризиса одного года Лев  Выготский считал появление особых аффективных состояний — гипобулических реакций, протекающих по типу эмоционального взрыва. Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, заливается слезами, бросается на пол. Ребенок обнаруживает собственное желание/становится его субъектом; появляется Я желающий.

В случае, описанном К.Н. Поливановой, одиннадцатимесячная девочка регулярно настойчиво стремится к достижению запрещенного; для нее это дверь в ванную комнату, а чуть позже лестница в доме. Эти ориентиры из области недоступного явно обладают характеристиками мотивирующих представлений и порождают стремление как специфическую особенность поведения и в целом психической жизни ребенка в этом возрасте. Девочка сопровождает требования характерными вокализациями: «Дай, дай!», относящимися и к конкретному предмету, и к ситуации в целом. Как символ негативного отношения к ситуации, недовольство и плач включают вокализации; «Няй-няй», как воспоминание о материнском «нельзя».  Слово означивает удерживаемый аффект.

Кроме того, кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение биоритма (например, соотношения сна — бодрствования); нарушение удовлетворения витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные аномалии (плаксивость, обидчивость).

Понимающие родители стараются направить, активность стремящегося к независимости ребенка в нужное русло. Забота о максимальной безопасности малыша не должна привести к бесконечным ограничениям и слову «нельзя». Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное. Когда это возможно, запреты нужно заменить более гибким поведением: провести ревизию дома на предмет его «доброжелательности» к ребенку; быть готовым предложить выбор, привлекательную замену опасному предмету; научить малыша правильно обращаться с вещами.

0

2

Свои лекции в Московском
университете Д. Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики двух основных
парадоксов детскогоразвития, заключающих в себе необходимость исторического
подхода к пониманию детства. Рассмотрим их. Человек, появляясь на свет,
наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По
физическому строению,организации нервной системы, по типам деятельности и
способам ее регуляции человек -- наиболее совершенное существо в природе.
Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение
совершенства -- у ребенка отсутствуюткакие-либо готовые формы поведения. Как
правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его
детство, тем беспомощнее это существопри рождении. Таков один из парадоксов
природы, который предопределяет историю детства.

0

3

Да и вообще, ну представьте себе, ребенок не может объяснить, толком не понимает сложных фраз... ну что ему остается? Совет один - не допускайте истерик. Старайтесь по мере возможности переключать внимание ребенка на что-то интересное. И еще, не допускайте переутомления ребенка, все истерики - оттуда. Даже если вы живете по режиму, иногда имеет смысл отступить от него, если вы видите, что малыш устал.

0


Вы здесь » Возрастная психология » Младенчество » 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одно