В возрасте около 2 лет у ребенка наступает самоидентификация - он понимает, что он существует, что он- человек и даже хозяин этого мира. Отсюда начинается длительное "мое", "не дам", "отдай". Это возрастное и надо лишь переждать (лет до 3), не уставая человечку объяснять правила общежития - "поделись игрушкой", "не бери чужое", "спроси разрешения", "не отнимай из рук". Агрессия, проявляемая в случаях, когда ребенок захотел взять "свою" чужую игрушку или единолично кататься на "своей" горке, связана с некоторым "недоумением" от того, что в мире существуют желания других людей, которые совершают с вожделенным предметом те же действия, которые хочется совершить ребенку. Но понять в этом случае - вовсе не значит простить, и желательно пресекать все случаи драк, криков на других детей, истерик по поводу "моего". Если этого не делать - агрессия после 3,5 лет уже считается издержками воспитания.
Однако встречается у детей и другая причина проявления агрессии, сначала по отношению к родителям, а потом - и к другим окружающим людям: мама (папа, бабушка) не выполнили его "приказ", не дали желаемое, не купили и т.д. Стукнуть маму, ущипнуть папу для таких детей - пара пустяков. Вот в этих случаях, я считаю, следует наказывать: остановить руку, строго посмотреть в глаза, твердым тихим голосом объяснить (и много раз повторить, т.к. каждый день ребенок проверяет реакцию родителей, а тор и просто забывает правила), что маму, папу, бабушку и т.д. - вообще людей - бить нельзя! Я в подобных ситуациях сразу после "наказания" ухожу мыть посуду или стирать, тем самым показывая недовольство поведением сына. По крайней мере правило "нельзя бить маму и папу" он у меня понял с трех раз, теперь если и проверяет, то делает жест-обозначение и мотает головой
Но встречаются (в большом количестве, к сожалению), такие родители, которые "тумаки" ребенка воспринимают как игру, смеются, подставляют руки и лицо в восторге... Не стоит удивляться, что у таких родителей, бывает, и вырастают агрессивные дети.
Агрессия
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться12006-07-21 14:33:17
Поделиться22006-11-28 04:34:58
К. Лоренц в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как движущую силу борьбы за выживание, причем эта борьба в основном происходит внутри одного вида.
Поделиться32006-11-28 04:36:15
Одним из основопологающих факторов для формирования злокачественной агрессии Фромм считает хроническую невротическую депрессию(дистимия, снижение витального фона) и как ее следствия скуку(тоску). В результате эволюции человек приобрел такие свойства психики, которые встречаются только у него и не имеют аналогов у других видов. К ним можно отнести сознание, разум и воображение.
Поделиться42006-11-28 04:37:32
Известно, что дефицит эмоционально значимых стимулов, особенно в раннем возрасте(сенсорная депривация) особенно часто приводит
к формированию личности агрессора, причем значимость этого фактора в формировании агрессивности на порядок выше чем физические наказания и другие вредные в воспитательном отношении факторы.
Поделиться52006-11-28 04:39:19
Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.
Поделиться62007-01-14 06:45:16
Наибольшее экспериментальное подтверждение получили фрустрационная теория агрессии и теория социального научения. Однако до сих пор идут споры о биологической обусловленности агрессии. Кроме разрушительной, агрессия выполняет еще и адаптивную функцию, т.е. является доброкачественной (по определению Э.Фромма). Она способствует поддержанию жизни и является реакцией на угрозу витальным потребностям.
Поделиться72007-01-14 06:46:46
К. Лоренц считает агрессию важным элементом эволюционного развития. Наблюдая за поведением животных он пришел к выводу, что агрессия, направленная против собратьев по виду, никоим образом не вредна для этого вида, напротив, она выполняет функцию его сохранения, т.к. именно агрессия позволяет группе иметь самых сильных и умных особей, и лучших из возможных вожаков. Но излишнее упрощение этой теории породило мысли о конфликте как необходимом законе жизни. Подобные рассуждения становятся самореализующимся пророчеством и могут игнорировать ценность для выживания вида неагрессивных и несоревновательных форм поведения.